Какие ошибки допускают иностранные компании в России - Публикации
Печать
Светлана Иванова

бухгалтер-консультант отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing

Российская экономика остается привлекательной для международного бизнеса, но многие иностранные компании не готовы к реалиям отечественного рынка.


Разбираемся в букве закона

Выход на новый рынок всегда подразумевает, что бизнесу придется разбираться с местным законодательством, изучать списки действующих налогов, дедлайны по оплате и сдаче обязательных отчетностей, искать информацию о возможных мерах правительственной поддержки и отраслевых льготах. Динамичная и сложная российская система законов кажется иностранным предпринимателям очень запутанной. Поэтому западным компаниям, которые только открывают свой первый филиал в стране или хотят освоить новый вид деятельности, часто необходимы консультации с пошаговыми инструкциями: в каком порядке, когда и в какие инстанции требуется подать документы, чтобы не получить впоследствии штрафы и санкции. Например, мы столкнулись с ситуацией, когда предприниматель получил отказ в регистрации компании на территории РФ, так как в ней не был назначен генеральный директор. О том, что это было необходимо сделать, в организации просто не знали. В результате бизнесмен потерял время и деньги на оплате госпошлины. 


Фиксируем неотделимые улучшения

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сегодня сталкиваются иностранные предприниматели в России — это вопрос с неотделимыми улучшениями. Когда компания только выходит на рынок, первое, что она стремиться сделать — арендовать помещение и переделать пространство в соответствии со своими требованиями, особенно если речь идет об открытии фирменного магазина или шоурума. Заключая договор с арендодателем, компании, как правило, обращают внимание на оговоренные ставки и площади и не учитывают пункт про условия возмещения или передачи совершенных улучшений после окончания действия сроков аренды.

Основная проблема заключается в том, что понятие неотделимых улучшений не урегулировано в законодательстве и нет четкого определения, какие ремонтные работы однозначно попадают или исключаются из него. Поэтому на первоначальном этапе компании необходимо верно определить, что из ремонтных работ будет признано в учете неотделимыми улучшениями и станет налоговой базой по расчету налога на имущество, а что можно будет списать на текущий ремонт. Стандартный договор аренды как правило предполагает, что все неотделимые улучшения передаются арендодателю по окончании срока аренды на безвозмездной основе. А на практике для компании это же означает, что после окончания аренды она самостоятельно несет обязательство по выплате НДС в бюджет со стоимости передаваемых неотделимых улучшений, и помимо этой налоговой нагрузки, ей придется пригласить независимого оценщика, чтобы рассчитать рыночную стоимость неотделимых улучшений для формирования базы по НДС, в случае если улучшения передаются на безвозмездной основе. Поэтому еще на этапе заключения договора нужно договариваться с поставщиком об условиях возмещения стоимости таких улучшений.


Отражаем расходы в налоговом учете

Многие иностранные компании удивляют различия в отражении расходов в налоговом и бухгалтерском учетах. Например, иностранные компании как правило, отражают расходы в локальном учете на основании инвойсов (счетов на оплату) , тогда как согласно налоговому кодексу (НК РФ) расходы требуется не только экономически обосновывать, но и еще документально подтверждать. Поэтому в России вначале необходимо дождаться от контрагента товарной накладной или подписанного акта выполненных работ, и только после этого расход может быть принят к налоговому учету. С момента оплаты счета до момента получения подтверждений может пройти немалое время, хотя развитие электронного документооборота значительно сокращает сроки обмена документацией.

Такие же проблемы часто возникают с участком авансовых отчетов и представительских расходов, когда в качестве подтверждения сотрудники иностранных компаний присылают отчет и, например, гостевой счет из ресторана, где проходила встреча, без кассового чека. Эти документы не считаются достаточным подтверждением, а значит расходы не могут быть приняты к учету.


Проявляем «должную осмотрительность»

Еще одна специфика российского законодательства, которая может оказаться совершенно незнакомой и непривычной для иностранных предпринимателей — проверка контрагентов с целью проявления «должной осмотрительности» на этапе заключения договоров. В этом случае, иностранный предприниматель рискует понести убытки не только в момент оплаты услуг несуществующей, ликвидированной или подставной фирмы, но и когда он решит, например, подать НДС к возмещению или примет такие расходы для налогового учета.

Одно из требований ФНС — предоставить регламенты и процедуры проверки контрагентов, которые реализованы в компании, особенно в случаях с крупными суммами для возмещения. Предприниматель должен отчитаться по мерам, которые он предпринял для проверки своего поставщика (предоставить отчеты по проверке, включающие например такие пункты как проверка компании на включение в реестры банкротов, дисквалифицированных лиц и недобросовестных поставщиков, участие в судебных разбирательствах, номинальность генерального директора и т.д.). В некоторых случаях, если контрагент находится в черном списке налоговой инспекции, НДС принятый к вычету по такой сделке будет снят проверяющими.


Совершаем валютные операции

Когда компания открывает новый филиал, первое время обычно она старается оказывать ему финансовую поддержку, например в виде заемных средств. И в этот момент иностранный бизнес сталкивается с требованиями российского валютного контроля, согласно которым необходимо в четкие сроки предоставить сведения о совершенной валютной операции, а если сумма перевода превышает установленные лимиты — предварительно поставить контракт на учет. Несоблюдение требований грозит иностранным компаниям штрафами (до 50 тысяч руб. для юридических лиц).

Как мы видим, успешный запуск невозможен без строго соблюдения регламентов, требований и сроков. Поэтому на данном этапе можно найти профессионального консультанта или обратиться за помощью к аутсорсинговой компании, которые расскажут обо всех нюансах российского законодательства, помогут с оформлением требуемых документов и возьмут на себя взаимодействие с государственными инстанциями.



Источник: РБК Pro








Вас также могут заинтересовать

10.06.2021

Хитрости налоговиков, на которые не стоит попадаться

Как не попасться на распространенные манипуляции, рассказываем в статье.

16.07.2021

Дистанционные работники

Возмещаем им расходы на приобретение и использование в работе личной техники.

09.08.2021

10 вопросов, которые можно решить с помощью чат-бота

Сегодня большую популярность приобретают решения Employee Self Service.
  1. Unicon Outsourcing
  2. Публикации
  3. Какие ошибки допускают иностранные компании в России
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие БДО ЮБС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен