Какие ошибки допускают иностранные компании в России - Публикации
Светлана Иванова
Светлана Иванова

бухгалтер-консультант отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing

Российская экономика остается привлекательной для международного бизнеса, но многие иностранные компании не готовы к реалиям отечественного рынка.


Разбираемся в букве закона

Выход на новый рынок всегда подразумевает, что бизнесу придется разбираться с местным законодательством, изучать списки действующих налогов, дедлайны по оплате и сдаче обязательных отчетностей, искать информацию о возможных мерах правительственной поддержки и отраслевых льготах. Динамичная и сложная российская система законов кажется иностранным предпринимателям очень запутанной. Поэтому западным компаниям, которые только открывают свой первый филиал в стране или хотят освоить новый вид деятельности, часто необходимы консультации с пошаговыми инструкциями: в каком порядке, когда и в какие инстанции требуется подать документы, чтобы не получить впоследствии штрафы и санкции. Например, мы столкнулись с ситуацией, когда предприниматель получил отказ в регистрации компании на территории РФ, так как в ней не был назначен генеральный директор. О том, что это было необходимо сделать, в организации просто не знали. В результате бизнесмен потерял время и деньги на оплате госпошлины. 


Фиксируем неотделимые улучшения

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сегодня сталкиваются иностранные предприниматели в России — это вопрос с неотделимыми улучшениями. Когда компания только выходит на рынок, первое, что она стремиться сделать — арендовать помещение и переделать пространство в соответствии со своими требованиями, особенно если речь идет об открытии фирменного магазина или шоурума. Заключая договор с арендодателем, компании, как правило, обращают внимание на оговоренные ставки и площади и не учитывают пункт про условия возмещения или передачи совершенных улучшений после окончания действия сроков аренды.

Основная проблема заключается в том, что понятие неотделимых улучшений не урегулировано в законодательстве и нет четкого определения, какие ремонтные работы однозначно попадают или исключаются из него. Поэтому на первоначальном этапе компании необходимо верно определить, что из ремонтных работ будет признано в учете неотделимыми улучшениями и станет налоговой базой по расчету налога на имущество, а что можно будет списать на текущий ремонт. Стандартный договор аренды как правило предполагает, что все неотделимые улучшения передаются арендодателю по окончании срока аренды на безвозмездной основе. А на практике для компании это же означает, что после окончания аренды она самостоятельно несет обязательство по выплате НДС в бюджет со стоимости передаваемых неотделимых улучшений, и помимо этой налоговой нагрузки, ей придется пригласить независимого оценщика, чтобы рассчитать рыночную стоимость неотделимых улучшений для формирования базы по НДС, в случае если улучшения передаются на безвозмездной основе. Поэтому еще на этапе заключения договора нужно договариваться с поставщиком об условиях возмещения стоимости таких улучшений.


Отражаем расходы в налоговом учете

Многие иностранные компании удивляют различия в отражении расходов в налоговом и бухгалтерском учетах. Например, иностранные компании как правило, отражают расходы в локальном учете на основании инвойсов (счетов на оплату) , тогда как согласно налоговому кодексу (НК РФ) расходы требуется не только экономически обосновывать, но и еще документально подтверждать. Поэтому в России вначале необходимо дождаться от контрагента товарной накладной или подписанного акта выполненных работ, и только после этого расход может быть принят к налоговому учету. С момента оплаты счета до момента получения подтверждений может пройти немалое время, хотя развитие электронного документооборота значительно сокращает сроки обмена документацией.

Такие же проблемы часто возникают с участком авансовых отчетов и представительских расходов, когда в качестве подтверждения сотрудники иностранных компаний присылают отчет и, например, гостевой счет из ресторана, где проходила встреча, без кассового чека. Эти документы не считаются достаточным подтверждением, а значит расходы не могут быть приняты к учету.


Проявляем «должную осмотрительность»

Еще одна специфика российского законодательства, которая может оказаться совершенно незнакомой и непривычной для иностранных предпринимателей — проверка контрагентов с целью проявления «должной осмотрительности» на этапе заключения договоров. В этом случае, иностранный предприниматель рискует понести убытки не только в момент оплаты услуг несуществующей, ликвидированной или подставной фирмы, но и когда он решит, например, подать НДС к возмещению или примет такие расходы для налогового учета.

Одно из требований ФНС — предоставить регламенты и процедуры проверки контрагентов, которые реализованы в компании, особенно в случаях с крупными суммами для возмещения. Предприниматель должен отчитаться по мерам, которые он предпринял для проверки своего поставщика (предоставить отчеты по проверке, включающие например такие пункты как проверка компании на включение в реестры банкротов, дисквалифицированных лиц и недобросовестных поставщиков, участие в судебных разбирательствах, номинальность генерального директора и т.д.). В некоторых случаях, если контрагент находится в черном списке налоговой инспекции, НДС принятый к вычету по такой сделке будет снят проверяющими.


Совершаем валютные операции

Когда компания открывает новый филиал, первое время обычно она старается оказывать ему финансовую поддержку, например в виде заемных средств. И в этот момент иностранный бизнес сталкивается с требованиями российского валютного контроля, согласно которым необходимо в четкие сроки предоставить сведения о совершенной валютной операции, а если сумма перевода превышает установленные лимиты — предварительно поставить контракт на учет. Несоблюдение требований грозит иностранным компаниям штрафами (до 50 тысяч руб. для юридических лиц).

Как мы видим, успешный запуск невозможен без строго соблюдения регламентов, требований и сроков. Поэтому на данном этапе можно найти профессионального консультанта или обратиться за помощью к аутсорсинговой компании, которые расскажут обо всех нюансах российского законодательства, помогут с оформлением требуемых документов и возьмут на себя взаимодействие с государственными инстанциями.



Источник: РБК Pro




Поделиться:


Подпишитесь на наши материалы
Мы пишем только о самом важном. Вы будете первым узнавать об экономических событиях, которые влияют на ваш бизнес, о том, как сократить расходы, оптимизировать работу компании и принимать верные управленческие решения без погружения в операционные процессы.
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Спасибо за подписку!


Вас также могут заинтересовать

22.03.2022

Хитрости налоговиков, на которые не стоит попадаться

Как не попасться на распространенные манипуляции, рассказываем в статье.

16.07.2021

Дистанционные работники

Возмещаем им расходы на приобретение и использование в работе личной техники.

09.08.2021

10 вопросов, которые можно решить с помощью чат-бота

Сегодня большую популярность приобретают решения Employee Self Service.
  1. Unicon Outsourcing
  2. Блог
  3. Какие ошибки допускают иностранные компании в России
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие Юникон БС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен