Заместитель генерального директора по трансформации и стратегическому развитию Unicon Outsourcing
Рано или поздно привычные модели работы перестают приносить компании желаемый результат. Чтобы сохранить конкурентоспособность, нужны перемены. Людмила Шустерова (Unicon Outsourcing) рассказала, как подготовить бизнес к трансформации и успешно ее провести.
В последнее время термин «трансформация» стал очень модным, его используют в любой ситуации, когда нужно что-то поменять. Но прежде чем внедрять новшества, важно определиться, зачем они нужны вашей компании и какой результат вы ожидаете получить с точки зрения доли рынка, уровня роста выручки и рентабельности. Как поставить эти цели, зависит от личных амбиций собственников бизнеса и объективных данных по темпам роста организаций-конкурентов, запросам клиентов и общей ситуации на рынке.
Необходимо также понимать, что перемены могут быть разными. Так, проекты по повышению эффективности процессов или автоматизации несут меньше рисков для компании, но и отдача от них обычно незначительная, тогда как существенные изменения в бизнес-модели гораздо более рискованны, но и ожидаемый результат зачастую существеннее. Собственникам и руководству организации важно определиться, в каких объемах они готовы рисковать. Как правило, для начала создают небольшие команды, которые тестируют новые подходы.
Взгляд со стороны — когда стоит привлекать внешнего эксперта?
У людей, работающих в одной компании, есть дефицит насмотренности: они вряд ли сталкивались со множеством разных подходов, вариантов, бизнес-моделей. Сторонние консультанты способны помочь:
- Проанализировать рыночную ситуацию, тренды.
- Управлять процессом генерации идей, задать критерии их приоритизации.
- Восполнить недостающие в организации компетенции.
Когда мы проводили трансформацию в нашей компании, благодаря внешним консультантам нам удалось тщательно проанализировать ситуацию на рынке, выделить тренды и четко сформулировать, как бизнесу стоит на них реагировать. Например, консультант подтвердил нашу гипотезу о том, что в России популярность цифровых решений для оптимизации процессов выросла во время пандемии. Тогда мы в качестве приоритетной поставили перед собой задачу расширить ассортимент ИТ-инструментов и решений, доступных для наших клиентов. Кроме того, внешние эксперты помогли выбрать подходящую структуру «дорожной карты» для перехода в целевое состояние.
Как продать идею трансформации команде
Где найти союзников и как распределить ответственность в команде трансформации
- продуктологов. Они оценят потребности клиентов и поймут, насколько новое решение окажется для них привлекательным;
- маркетологов. Их задача — провести исследование рынка, выявить сильные и слабые стороны технологий конкурентов;
- ИТ-специалистов и project-менеджеров для реализации проекта;
- сотрудников, на которых ориентировано решение, чтобы проверить его работоспособность. Например, во время новых ИТ-проектов мы приглашаем клиентов принять участие в тестировании, чтобы доработать продукт с учетом опыта конечных пользователей.
Нельзя забывать и о сотрудниках, которые не задействованы в работе над внутренними проектами: чем больше людей понимают, что и зачем меняется в организации, тем быстрее снизится сопротивление на местах. Мы регулярно организуем митапы для руководителей департаментов и отделов, чтобы рассказать о новых продуктах и инициативах компании, ее планах на будущее, а также о том, как развиваются наши конкуренты, какие тренды наблюдаются на рынке.
Как оценить итоги перемен
Любой план трансформации должен содержать целевые показатели оценки эффективности внедряемых изменений. Например, несколько лет назад мы внедряли портал MyBPO, который был разработан для клиентов и позволял обмениваться файлами, вести коммуникацию, ставить и отслеживать задачи. Понимая сложности и объемы работы, которые потребуются для успешного перевода заказчиков на новый продукт, мы изначально устанавливали KPI на уровне 20% от общего числа наших клиентов за год. В ходе программы необходимо подводить промежуточные итоги.
Так руководство компании сможет отслеживать реализацию задач из плана
трансформации, следить за тем, как достигаются поставленные цели, и
оценивать эффект от внедряемых изменений.
Источник: pro.rbc.ru