Руководитель группы бухгалтерской практики Unicon Outsourcing
Если бухгалтер слишком сильно полагается на автоматизированные системы, ждите претензий из налоговой инспекции. Что еще приводит к ошибкам в отчетности и как их не допустить, рассказала Татьяна Пискарева.
Организация учетных процессов в каждой компании индивидуальна и зависит от вида деятельности компании, уровня автоматизации, внутренней структуры и количества сотрудников, поддерживающих учетную функцию. При этом требования к формату предоставляемой отчетности в государственные органы для большинства компаний схожи, поэтому и ошибки, которые могут возникнуть при ее составлении, у компаний тоже могут совпадать. Вот на что стоит обратить внимание, чтобы их не допустить.
Проверьте сопоставимые показатели и контрольные соотношения
Согласно последним изменениям, внесенным в НК РФ, налоговая инспекция может отказать в приеме декларации по НДС, если в ней будут обнаружены расхождения в контрольных соотношениях. Так называют сверку показателей налоговой декларации по НДС на соответствие общих сумм по разделам декларации. Расхождения могут возникать, к примеру, если бухгалтеру приходится править налоговые регистры, проводить корректировки. Соотношения показателей также иногда проверяются не только внутри одной декларации, но через показатели, включенные в декларации по другим налогам. Обратите внимание на соотношение налоговых баз в декларации по НДС и налогу на прибыль — будьте готовы дать пояснения по причинам расхождения, если таковые появятся.
Расхождение показателей в некоторых ситуациях может быть вполне обоснованным. Например, если компания безвозмездно реализовала какое-либо имущество, то такая операция признается выручкой только в целях начисления НДС. В данном случае нужно убедится, что код для этого вида операции в книге продаж выбран корректно. Тогда налоговая, обнаружив расхождение, не пришлет в ваш адрес требование о предоставлении пояснений и вам не придется отвлекаться на сбор документов. Однако при проверке соотношения показателей могут быть выявлены и ошибки. Их необходимо исправить перед подачей отчетности, чтобы не пришлось в будущем готовить уточненную декларацию и привлекать к компании дополнительное внимание.
Как исправить
Следите за своевременным обновлением учетной системы. Если возникли сомнения, не поленитесь заглянуть в инструкцию по составлению декларации. Также стоит ввести дополнительные процедуры контроля перед утверждением и отправкой налоговой отчетности. Кроме этого обязательно проследите за статусом отправленного отчета. Если в декларации по НДС будут обнаружены несоответствия в контрольных соотношениях, то вы получите уведомление о необходимости в течение пяти дней представить декларацию, в которой несоответствия устранены. Важно такой срок не пропустить.
Доверяй, но проверяй
Пожалуй, главная рекомендация по предотвращению значительного числа ошибок в учете — не рассчитывать на то, что система автоматически произведет все расчеты верно. Например, в налоговом учете существует такое понятие, как «нормируемые расходы». И учетная система вполне сможет их рассчитать, но только если вы заблаговременно проставите такой статье расходов соответствующий признак. Если признака нет, то программа никак не поймет, что именно к этой статье должны применяться определенные правила. Тогда в расходах может быть учтена сумма, превышающая нормативное значение.
Как исправить
Помните, что ваша система — это всего лишь инструмент. Она может провести точные автоматические расчеты и корректно заполнить формы, но только если алгоритмы учета настроены корректно.
Обязательно проанализируйте статьи баланса
Часто встречаются ошибки, когда при составлении бухгалтерской отчетности специалист не уделяет должного внимания классификации активов, не считает нужным проанализировать дебиторскую задолженность на предмет ее ликвидности, сформировать резервы под обесценение активов. Данные нарушения сказываются на качестве бухгалтерской отчетности, могут вводить в заблуждение партнеров компании и порой способствуют тому, что собственники бизнеса принимают неверные управленческие решения.
Если такие ошибки будут обнаружены в процессе аудита, то компания может получить модифицированное аудиторское заключение. Это как минимум негативно скажется на репутации организации, а также повысит риск того, что банк откажет в предоставлении кредита.
Как исправить
Освежите в памяти требования стандартов, просмотрите информационные подборки по изменениям законодательной базы, дополнительно проанализируйте статьи баланса.
Не откладывайте все на последний день
Проявив должную предусмотрительность и подготовив бухгалтерскую отчетность, лучше заблаговременно озадачиться ее предоставлением в контролирующие органы и не оставлять все на последний день. Случается, что расхождения показателей на единицу, связанные с округлением значений, могут стать препятствием в выгрузке отчетности в систему ТКС и в прохождении проверки, если таковая предусмотрена. И до устранения этих расхождений отправить отчетность просто не получится. Порой исправление одних показателей влечет за собой корректировку других, и может уйти достаточно много времени и нервов на то, чтобы привести их к сопоставимости друг с другом.
Или, например, такая ситуация. Вы получили аудиторское заключение и отложили его отправку на федеральный ресурс на последний день. Но оказалось, что электронная подпись, необходимая для авторизации отправления, просрочена или в принципе отсутствует, чего бухгалтер изначально не предполагал. Несвоевременное предоставление информации грозит компании штрафными санкциями.
Как исправить
Проверьте, не изменились ли сроки сдачи отчетности, действуют ли все необходимые сертификаты. Сдайте отчетность заранее, чтобы у вас было достаточно времени на необходимые исправления, если они потребуются.
Своевременно актуализируйте учетные политики
Бухгалтер компании должен регулярно отслеживать изменения законодательства и актуализировать свои учетные политики. Также ему следует проверять, соответствуют ли закрепленные в локальных актах нормы практике их применения. А именно надо удостовериться, что учет фактически ведется в соответствии с принятыми правилами. Встречались случаи, когда политика компании предполагает, что учет товаров в производстве происходит по средней себестоимости, однако то, что именно этот метод проставлен в настройках учетной системы, бухгалтер не проверил. По факту списание товара происходило в порядке очередности поступления на склад. Данное нарушение существенно исказило показатели финансовой отчетности и привело к незапланированным убыткам.
Как исправить
Обязательно проверяйте, чтобы все обновления учетной политики совпадали с актуальными настройками вашей учетной системы. В случае расхождений ориентируйтесь на нормативный акт и внесите соответствующие изменения.
Источник: pro.rbc.ru