Иногда компании, стремящиеся отстоять свои интересы — будь то возвращение переплаченных в бюджет налогов или возмещение НДС, — сталкиваются с чрезмерным рвением инспекторов доказать правомерность притязаний или привести данные в более выгодный для налоговиков вид.
Как не попасться на распространенные манипуляции, рассказываем в статье.
Требования по убыточным декларациям
Не секрет, что налоговые инспекции очень внимательно относятся к компаниям, которые заявляют о понесенных убытках. Однако, как и везде, человеческий фактор и лояльность инспектора заведомо предугадать сложно, а значит, налогоплательщику стоит быть готовым отстаивать свою позицию при подаче убыточных деклараций.
Первое, на что стоит обратить внимание — перечень требуемых документов. Очень часто налоговая, присылая требования по убыткам, просит не только заполнить опросный лист (это одна из обязательных процедур, где указываются показатели за текущий и прошлый период с целью отслеживания динамики), но также запрашивает бизнес-план или план мероприятий по выходу на положительную рентабельность. Если в компании уже описана модель, прогнозирующая наступление точки безубыточности, ее можно предоставить инспекторам, но стоит понимать, что этот документ необязательный: налогоплательщик может заявить об отсутствии такого плана в пояснениях или вовсе не давать никаких комментариев.
В редких случаях во время личных встреч с налоговиками можно столкнуться с прямыми требованиями заменить декларации на безубыточные или нулевые. При отказе изменить данные в отчетностях, инспекторы могут даже грозить компании организацией выездных или камеральных проверок. В этой ситуации очень важно, чтобы налогоплательщик грамотно оценил потенциальные риски, которые он может понести.
Если компания уверена в корректности поданных цифр и в соответствии деятельности законодательству — например, если временные убытки в организации связаны с потерей ключевых клиентов, — поддаваться манипуляциям и давлению не стоит. Достаточно предоставить пояснение, что налогоплательщик понимает, что любая организация создается с целью получения дохода, но сложившаяся ситуация временна и вызвана объективными причинами.
При подаче безубыточной годовой декларации налогоплательщик лишается преференции воспользоваться уменьшением налога в последующем периоде (в течение 10 лет и не больше 50% от суммы убытка). Конечно, возможна подача корректировок, но это сопряжено с дополнительным вниманием налоговой службы.
Запросы чрезмерной информации
Среди самых распространенных практик налоговой службы — запрашивание дополнительных документов, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к предмету проверки или и вовсе относятся к соседнему отчетному периоду. Особенно часто эти ситуации возникают, когда компании пытаются возместить крупные суммы НДС. В этом случае, налогоплательщик может действовать двумя способами:
-
Отстаивать свою позицию в рамках законодательства, указав налоговой, что запрашиваемые документы не относятся к периоду налоговой проверки;
-
Запросить у инспекторов дополнительные разъяснения с отражением причинно-следственной связи между требуемой информацией и предметом, периодом проверки.
Не бояться отстаивать свою позицию нужно также в отношении лиц, которых инспекторы могут планировать вызвать на допросы для подтверждения реальности совершенных операций, если налогоплательщик считает это избыточным или неоправданным действием в свете предоставленных ранее свидетельств.
Например, компания, занимающаяся розничной и оптовой торговлей, столкнулась с ситуацией, когда налоговая служба планировала вызвать на допрос водителей, развозивших товар со склада по клиентам. В связи с тем, что ранее компания представила документы, свидетельствующие о передаче товара складским работником, акты приема-передачи товара, маршруты, имена водителей и номера транспортных средств, было направлено встречное возражение с просьбой пояснить необходимость проведения процедуры. В результате, налоговый инспектор согласился с компанией, что допрос выходит за рамки налоговых процедур.
Если же налоговая служба настаивает на предоставлении сторонних документов или проведении подобных допросов, можно обратиться с жалобой в УФНС, которое достаточно часто встает на сторону налогоплательщика.
Нарушение сроков ответов
Раньше много писали о том, как налоговики нарушают положенные по законодательству сроки в случае камеральных и выездных проверок, что делать и как противостоять нарушениям. Сейчас эти ситуации возникают значительно реже. Пожалуй, теперь самое распространенное нарушение сроков со стороны налоговой службы встречается по вопросам взаимозачета или возврата денежных средств из-за переплаты налогов в бюджет или в связи с подачей корректировок.
К сожалению, отслеживать возникновение переплаты в большинстве случаев налогоплательщику приходится самостоятельно, несмотря на возложенную на налоговые органы обязанность по информированию. Согласно текущему законодательству, воспользоваться правом возврата излишне уплаченных сумм или взаимозачетом в счет другого налога возможно в течение трех лет после возникновения переплаты, при этом решение о возврате суммы должно приниматься налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления на зачет или возврат.
Если налоговая нарушает сроки ответа — стоит подавать жалобу в УФНС в электронном или бумажном виде: для этого нужно заполнить заявление по утвержденной форме, а также приложить документы, подтверждающие сроки подачи (печатное заявление с отметкой налоговой о принятии или электронные квитанции об отправке и приеме).
Обмен электронными документами
Стоит отметить, что проблемы связанные с электронным документооборотом, встречаются довольно редко, но иногда возникают ситуации, в которых налоговые инспекторы просят налогоплательщика пойти им навстречу.
По правилам все документы в электронной системе должны быть отправлены через специальную форму «ответить на запрос», однако порой встречаются жалобы, что документы подвергаются искажениям из-за проблем программного обеспечения. Чаще всего инспекторы просят продублировать информацию с помощью системного аналога электронной почты. Иногда встречаются требования отправить документы в бумажной форме курьером из-за неудобств работы с электронными аналогами.
Налогоплательщик должен понимать, что, отправив электронные документы в системе, он выполнил свои обязательства, и представители налоговых органов не могут настаивать на предоставлении информации в другом формате.
Источник: