коммерческий директор Unicon Outsourcing
Таких трендов набралось семь.
1. Сохранение и увеличение оборотного капитала
Анастасия Виннер, коммерческий директор Unicon Outsourcing«В нынешнем состоянии нестабильности компании не могут быть уверенными, что их ключевые клиенты сохранят свою платежеспособность. Поэтому они сместят фокус усилий с наращивания прибыли к снижению рисков неплатежей и поиску дополнительных источников для подстраховки собственного бизнеса, то есть в сторону сохранения текущего оборотного капитала. Их финансовым директорам придется провести комплексный анализ бизнес-процессов и верно оценить как финансовые, так и операционные результаты деятельности».
Александр Сироус, управляющий партнер Crowe CRS
«В 2021 году произошло существенное (многократное) удорожание логистики по доставке грузов в Европу из Китая и других стран Юго-Восточной Азии (возможно, не только из этого региона, но он наиболее важен с точки зрения товарных потоков, идущих морским путем). Одновременно с этим грузы идут гораздо дольше, чем раньше. Это неизбежно приведет к двум последствиям:
- росту потребности в оборотном капитале компаний;
- дефициту комплектующих и, как следствие, к повышению цен».
2. Снижение затрат
Анастасия Виннер, коммерческий директор Unicon Outsourcing«Поскольку бизнес находится в рецессии, а экономика не растет, руководство компаний ищет способы максимально снизить внутренние затраты и при этом избежать слишком высокой загруженности специалистов. Оно будет ждать предложений, как это сделать, от финансовых директоров.
Компании продолжат переезжать в меньшие по площади офисы и переходить на гибридные форматы работы, будет наблюдаться дальнейшее сокращение представительских расходов. Кроме того, мы увидим максимальное уплотнение за счет снижения числа промежуточных руководителей на местах».
3. Ужесточение налогового контроля
Дмитрий Карев, операционный директор Acsour«Налоговая все чаще применяет инструменты автоматизации и анализа больших данных для поиска нарушений. В дальнейшем контроль с ее стороны будет расти, а автоматический поиск несоответствий между контрагентами — совершенствоваться. В результате компании уже в обозримом будущем не смогут прибегать к налоговым схемам. Это, в свою очередь, увеличит как запрос компаний на полный выход из серой зоны, так и их потребность в финансовых специалистах, способных выстроить работу в полном соответствии с законодательством».
Марина Павлова, партнер Crowe CRS
«Первого июля 2021 года произошло два значимых изменения, эффект от которых финансовые директора ощутят только в 2022 году.
- Заработала Национальная система прослеживания товаров. Она призвана противодействовать серому импорту и нелегальному обороту товаров. Система позволяет отслеживать движение товара от производителя к конечному покупателю. Пока прослеживанию подлежат лишь товары из определенных категории, на долю которых приходится больше всего контрафакта, в частности электронная и бытовая техника. Теперь компании смогут обмениваться документами по этим товарам только в электронном виде. В полном объеме система должна заработать с 1 июля 2022 года — тогда же вступят в силу все предусмотренные новым законодательством штрафы.
- Изменились правила получения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Новые правила предусматривают получение сертификата только в ФНС или доверенных управляющих центрах (УЦ). Компаниям необходимо получить новую подпись после 1 января 2022 года, когда предыдущая перестанет действовать. В список доверенных входят центры, прошедшие аккредитацию по новым правилам».
4. Цифровизация финансовых процессов и рост киберрисков
Екатерина Трофимова, партнер и руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам «Делойт» в СНГ«COVID-19 ускорил цифровизацию финансовых процессов. Изменения затрагивают все элементы бюджетирования, финансового планирования и мониторинга. Финансовые директора используют специальные программы для анализа огромных массивов данных, касающихся затрат разных бизнес-единиц. Они ищут возможности для оптимизации затрат и достижения стратегической целевой экономии. Кроме того, они задействуют аналитические инструменты, чтобы понять, как изменения в бюджете повлияют на производительность компании в случае наступления разных экономических или бизнес-сценариев.
Цифровизация привела к увеличению количества киберпреступлений и связанных с ними затрат. Таким образом, перед финансовыми директорами встала задача оптимизировать затраты на ИТ-поддержку с целью устранения и минимизации данных рисков».
Ирина Одинаева, старший управляющий директор департамента «Стратегия и консалтинг» по работе с банками Accenture в России
«Для сохранения и развития бизнеса необходимо принимать большое количество оперативных решений. Скорость имеет значение в любой бизнес-функции. Однако для финансового директора, который еженедельно или ежедневно принимает решения на миллиарды долларов, она играет особую роль.
Существует тяжело преодолимая пропасть между финансовыми директорами, которые обладают инструментами для быстрого принятия решений, и теми, у кого доступ к ним ограничен. Такие инструменты может предоставить цифровая трансформация, проведенная в масштабах всего предприятия.
Одним из важнейших инструментов финансового директора становятся облачные технологии, которые позволяют быстро обрабатывать данные, сохраняя высокий уровень безопасности и избегая лишних затрат.
К другим инструментам, с помощью которых финансовые директора могут быстро принимать решения на основе данных, относятся:
- RPA используется для выполнения повторяющихся шагов без ручного вмешательства;
- приложения визуальной аналитики — позволяют получать доступ к данным в интерактивном и графическом формате, предоставляя возможности для более глубокого анализа;
- генерация естественного языка (Natural Language Generation, NLG) — процесс автоматического создания текста из структурированных данных;
- обработка естественного языка (Natural Language Processing, НЛП) обеспечивает способность машин понимать и интерпретировать человеческий язык так, как написано или произнесено;
- машинное обучение (Machine Learning, ML) помогает классифицировать данные, распознавать схожие паттерны и объединять их в кластеры — в итоге все это дает возможность извлечь из данных инсайты;
- искусственный интеллект (ИИ) подобно человеческому мышлению помогает принимать решения в новых ситуациях.
Перечисленные технологии находят обширное применение в финансах. С их помощью можно составлять бюджет, строить прогнозы, распределять ресурсы, создавать финансовую и управленческую отчетность, обрабатывать счета и платежи.
Организации, которые используют новую парадигму прорывной скорости — смогут быстро принимать решения, основанные на данных, и развить в себе новые навыки — имеют возможность генерировать значительно более высокую ценность. Согласно последнему исследованию Accenture о роли финансового директора, компании S&P 500 в широком спектре отраслей могут увеличить совокупный годовой темп роста EBITDA (CAGR) до 6,9% в течение следующих трех лет, если они проделают эту трансформацию.
Финансовый директор становится катализатором цифровой стратегии. Он не только цифровизирует финансовую функцию предприятия, но и фокусируется на определении будущего направления бизнеса. Некоторые из их инициатив за пределами финансовой функции включают создание новых бизнес-моделей и пересмотр стратегии».
5. Рост значимости ESG повестки
Екатерина Трофимова, партнер и руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам «Делойт» в СНë мировом бизнесе растет влияние ESG-факторов. Раскрытие информации по ESG становится широко распространенным явлением. Компаниям, уделяющим больше внимания ESG-повестке, легче привлекать инвесторов. Они получают не только социальное, но и государственное одобрение со стороны регуляторов. В ближайшее время финансовые департаменты организаций и финансовые директора, в частности, будут сосредоточены на модификации и корректировке плана финансового развития и стратегии бизнеса с учетом конкретных ESG-факторов».
Борис Яценко, Управляющий партнер ФБК Grant Thornton
«ESG-повестка будет оказывать все большее влияние на решения топ-менеджеров компаний из разных секторов российской экономики. Планируемый ввод углеродного налога в ЕС окажет существенное влияние на российских экспортеров стали, цветных металлов, удобрений и т.д. Это негативно скажется и на российской экономике в целом. Принятые Россией обязательства по снижению размера углеродного следа потребуют существенной корректировки технологий, производственных цепочек и структуры производства. Переход к низкоуглеродной экономике в России потребует инвестиций в размере десятков и даже сотен миллиардов долларов. Российским компаниям в 2022 году необходимо будет корректировать среднесрочные и долгосрочные стратегии своего развития с учетом этого тренда».
6. Изменения в бухгалтерском учете
Марина Павлова, партнер Crowe CRS«С 1 января 2022 года в России начнет действовать очередной пакет изменений в правила бухгалтерского учета. Изменения коснутся порядка учета и отражения в отчетности за 2022 год основных средств (ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения») и арендных отношений (ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»). Отчетность за 2021 год необходимо подготовить уже с учетом положений ФСБУ 5/2019 «Запасы». Кроме того, с января начнет действовать ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
В связи с применением новых ФСБУ придется решать довольно много методологических и технических вопросов.
— По основным средствам (ОС):
- организации должны установить новые лимиты для основных средств, теперь их величина в стандарте не указана;
- изменился порядок расчета амортизации основных средств, а также порядок признания плановых ремонтов и техобслуживания;
- предусмотрен новый способ отражения переоценки основных средств;
- установлен порядок проверки основных средств на обесценение, а также порядок отражения в отчетности результатов от их выбытия;
- вступили в силу новые правила учета инвестиционной недвижимости.
— По запасам — изменения коснулись:
- порядка учета материалов для управленческих нужд;
- создания резервов под обесценение запасов, затрат на производство.
— По аренде внесены изменения в порядок:
- учета краткосрочной и долгосрочной аренды и лизинга;
- отражения их в учете и отчетности с учетом применения ставки дисконтирования.
7. Рост спроса на аутсорсинг учетных функций
Дмитрий Карев, операционный директор Acsour«Продолжится рост осознанного спроса на аутсорсинг учетных функций. Способность аутсорсинговых компаний внедрять в свою работу современные инструменты обработки документов и увеличение доли электронного документооборота позволяют предложить рынку более привлекательное соотношение цены и качества услуг».
Источник: pro.rbc.ru