Одна из глобальных тенденций бизнеса — поиск новых возможностей для снижения затрат затраты и адаптации к условиям мировой нестабильности. Если говорить о России, то вначале волна пандемии заставила предпринимателей примириться с условиями удаленного управления и прочно закрепила практику дистанционной работы на рынке труда, в этом году по рынку ударили санкции, вызвав отток международного капитала и передел отраслей между оставшимися участниками. Пока бизнес адаптируется к новым экономическим условиям, аутсорсинговые компании получают возможность расширить взаимодействие с российскими предпринимателями, поскольку у них есть опыт и решения по оптимизации бизнес-процессов и сокращения затрат.
Что такое аутсорсинг?
Аутсорсинг — это передача непрофильных функций компании сторонней организации. В зависимости от профиля заказчика, это может быть ведение бухгалтерского учета, кадровое и ИТ-администрирование, логистика, — то есть те службы, которые поддерживают бизнес, но не относятся к его стратегическому направлению. Среди основных преимуществ аутсорсинга — экономия на инфраструктуре, наличие сформированной высококвалифицированной команды и снижение затрат на персонал за счет разработанных решений по автоматизации процессов.
Компании, которые решают воспользоваться услугами аутсорсера, как правило, преследуют две основные задачи:
-
Снизить расходы на внутреннюю службу — заказчиком оплачиваются часы, которые были потрачены на выполнение поставленных задач, а не полный рабочий день специалиста вне зависимости от его загрузки. Кроме этого необходимость по организации процессов, предоставления рабочих мест и обеспечение лицензированного ПО возложена на аутсорсинговую компанию.
-
Освободить время и ресурсы для достижения ключевых целей компании, пока провайдер услуг обеспечивает бесперебойное выполнение функций в соответствии с требованиями законодательства.
Конечно, аутсорсинговая компания не решает все вопросы, но она действует строго по условиям, которые закреплены в договоре об оказании услуг, и несет финансовую ответственность за ошибки по свей вине.
Перспективы аутсорсинга в России
Несмотря на то, что использование аутсорсинга широко практикуется в международных компаниях — в том числе, и в тех, что вели свой бизнес в России, — российские предприниматели только начинают пробовать направления по передаче ведения бухгалтерского учета и кадрового администрирования. Так, согласно проведенному нами в конце 2021 года исследованию, в котором большинство респондентов представляли российские компании (74% от общего числа участников), безусловным лидером среди уже переданных на аутсорсинг процессов — был клининг (24%) и кейтеринг (12%), а среди планируемых — ИТ-функции (17%), функции НR (11%) и ведение бухгалтерского учета (10%). Это свидетельствует как о том, что ИТ — становится одной из ключевых компетенций бизнеса, так и о том, что все больше предпринимателей в России готовы обращаться за внешней экспертизой и решениями для автоматизации.
Традиционно сотрудничество российских бизнесменов с аутсорсинговыми компаниями осложнялась двумя глобальными факторами:
-
Распространенностью «серых» схем ведения бизнеса. Пока предприниматели искали способы спрятаться от уплаты налогов, провайдеры выступали за повышение прозрачности процессов.
-
Предубеждением против удаленного труда, опасением потерять контроль над процессом и страхом утечки конфиденциальной информации.
Пандемия заставила бизнес примириться с дистанционными сотрудниками. С одной стороны, потери в прибыли из-за ограничений вынудили бизнес сокращать статьи расходов, в том числе, отказываться от арендуемых под офисы площадей — в этом смысле, многих работников просто некуда стало возвращать. С другой, за время изоляции бизнес сумел выработать достаточно эффективные меры по обеспечению функционирования организации, чтобы перестать опасаться удаленного труда и рассматривать дистанционные и гибридные варианты занятости в качестве регулярной практики.
Как только удаленный формат закрепился на рынке труда, исчезло первое препятствие перед аутсорсингом. При отсутствии принципиальной разницы между своими, но дистанционными сотрудниками и работниками на аутсорсинге, работодатели стали больше обращать внимания на возможные преимуществ — и здесь провайдеры могут предложить большую экспертизу в силу обширной практики, экономию средств на функцию и снижение рисков. Кроме этого, провайдеры сохраняют ваши конфиденциальные данные в безопасности — это гарантируется заключенными соглашениями о неразглашении и IT-решениями с разграничениями прав и ролей, благодаря которым сотрудники получают доступ только к той информации, которая необходима им для работы.
Серый бизнес постепенно уходит — это устойчивый тренд в результате планомерных действий контролирующих органов, большого числа льгот и цифровизации документооборота.
Что дальше?
В перспективе рынка аутсорсинга — расширение клиентской базы за счет российских компаний и продвижение услуг по ведению процессов в сочетании с ИТ-решениями. Это позволит подрядчикам выработать стандартные решения и сократить время перевода клиентов на аутсорсинг, а для предпринимателей — наращивать конкурентное преимущество за счет оптимизации затрат с помощью технологий: личных кабинетов с поддержкой ЭДО и КЭДО, чат-ботов и RPA.