директор по персоналу BDO Unicon Outsourcing
Полис добровольного медицинского страхования сотрудникам не оформляют 64 процента компаний. Зачем компании нужно оформлять «добровольные» полисы и по каким причинам организации этого не делают?
Как показали результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований при поддержке Группы Ренессанс Страхование, чаще всего полисы ДМС, как ни странно, выдают своим сотрудникам малые и микрокомпании. В сегменте среднего бизнеса оформить их готова лишь треть опрошенных коммерсантов, крупные предприятия делают это еще реже. Исследование проходило среди 500 руководящих сотрудников предприятий в восьми федеральных округах РФ.
Среди россиян недовольство государственной медициной год от года растет, среди причин - низкая квалификация врачей и очереди в поликлинике. Полис ДМС в соцпакете компании может стать большим плюсом для сотрудников.
Что же такое добровольное медицинское страхование? Вопрос этот в законодательстве прописан слабо. В этом, вероятно, заключается одна из причин, почему компании боятся такого вида страхования.
Для того, чтобы сотрудники смогли пользоваться ДМС, фирме нужно заключить договор со страховой компанией. Объем предоставляемых услуг оговаривается при заключении соглашения. Так, стандартный пакет может включать в себя: приемы врачей, амбулаторное и стационарное лечение, услуги скорой помощи. Стоматологические услуги не всегда включены в базовое предложение.
Выбирать страховую компанию нужно внимательно, ведь от этого зависят не только объем трат фирмы, но и в конечном счете – здоровье сотрудников, и как следствие их отношение к предоставляемым услугам. Соглашаться на условия первой попавшееся «конторы» не стоит. Необходимо изучить все предложения и сравнить предлагаемые условия. Нелишним будет посмотреть список медицинских организаций, в которых сотрудники смогут получать помощь. Также нужно ознакомиться с уставом компании, ее лицензией, правилами страхования, типовым договором ДМС. Интернет также будет важным помощником при выборе страховой компании – хорошо бы посмотреть отзывы о ней.
Не право, а обязанность
Организациям нельзя забывать, что в некоторых случаях приобретение полиса для коллектива не право, а обязанность. Так, согласно пункту 14 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», высококвалифицированные специалисты и прибывшие в страту члены их семей (супруги, дети), должны быть застрахованы по договору ДМС.
Естественно, после выбора страховой компании и заключения контракта услугу нужно будет оплатить. Положение о том, что полис ДМС входит в соцпакет, нужно закрепить в трудовом или коллективном договоре.
Сложности учета
33 процента компаний обеспечивают полисами ДМС всех своих работников, в 3 процентах организаций такую преференцию получили лишь отдельные сотрудники.
Еще одна проблема, из-за которой, вероятно, работодатели не спешат приобретать полимы ДМС, связана со сложностями налогового учета таких затрат. Согласно статье 255 расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу сотрудников на срок не менее одного года с медорганизациями, имеющими соответствующие лицензии, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы затрат на оплату труда. Итак, средства, которые можно будет учесть ограничены. К тому же действует обязательное условие: договор страхования должен быть заключен на срок не менее года.
Обратите внимание, отнести на расходы можно только суммы, которые компания уплатила по договорам за своих сотрудников, для этого формируются списки застрахованных работников. Естественно, фирма вправе застраховать и членов семьи трудящегося. Такая практика распространена в европейских странах и США. Однако если российская организация решила быть столь щедрой, нужно понимать - затраты на страхование родственников работника базу по налогу на прибыль не уменьшают.
А вот с НДФЛ дела обстоят проще: при оплате работодателем стоимости медицинских услуг, которые сотрудники получают в рамках программы ДМС, обязанности по начислению налога не возникает (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ). Однако есть одно исключение – при оплате за счет страховки санаторно-курортного лечения уплатить НДФЛ придется. Однако налоговым агентом в этом случае выступает не работодатель, а страховая компания. Именно такое разъяснение дал ВАС в определении от 10 ноября 2010 года № ВАС-14352/10. В случае невозможности удержания налога сообщать об этом должна также страховая компания.
Со взносами все тоже предельно ясно. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, ими не облагаются суммы по договорам ДМС, которые предусматривают оплату медицинских услуг и заключаются на срок не менее одного года.
Учитывая вышесказанное, к минусам фискального учета относится правило, что в базе по налогу на прибыль учесть все затраты на оплату ДМС не получится: только 6 процентов от оплаты труда.
Зачем это нужно?
Так зачем же компании оформлять полисы ДМС? Екатерина Бойцова, директор по персоналу BDO Unicon Outsourcing, рассказывает: «Для работодателя это еще одно конкурентное преимущество на рынке труда. Выбирая между двумя компаниями с примерно одинаковым зарплатным предложением, соискатель, скорее всего, будет внимательно изучать социальный пакет. Покупать полис ДМС самостоятельно для него не так выгодно и более хлопотно и иногда даже размер заработной платы оказывается не таким критичным условием, как наличие страховки».
Г-жа Бойцова уточняет, что своему владельцу (то есть сотруднику) полис дает возможность выбирать клинику в удобном районе (это, конечно, зависит и от перечня клиник в договоре со страховой компанией) и не быть прикрепленным к одному лечебному учреждению. Она отмечает, что оперативно попасть в больницы и поликлиники, работающие в системе ОМС, порой довольно сложно – запись к наиболее востребованным специалистам осуществляется за две недели и более. «В клиниках, входящих в систему ДМС, скорее найдется возможность попасть на прием к врачу необходимого профиля. Но, конечно, для бизнеса это дополнительные затраты», - отмечает г-жа Бойцова. По ее словам, если говорить о малом бизнесе, при небольшом штате затраты на полисы ДМС будут значительно (иногда в разы и даже в десятки раз) выше, чем в крупных организациях, где работают сотни и тысячи человек, и которым страховые компании делают более весомые скидки.
4 процента представителей бизнеса признались, что в условиях более активной работы предприятия, вызванной кризисом, доля работников, у которых проявляются проблемы со здоровьем, увеличилась. Об этом чаще рассказывают опрошенные руководители крупного бизнеса (14%).
Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), рассказывает: «Наши опросы представителей МСБ показывают, что одна из ключевых проблем для предпринимателей - это кадры, а за кадры нужно конкурировать. Тем более, опрошенные летом 2000 руководителей московских организаций заявляют о потребности в квалифицированных сотрудниках - инженерах, программистах и т.п. С другой стороны, ДМС также благоприятно влияет и на производительность труда - сотрудники меньше тратят времени на получение медицинских услуг, а при необходимости охотно могут обратиться к врачу, своевременно решив свои проблемы со здоровьем, вместо затягивания решения вопроса». По его словам, в итоге – работники больше и эффективнее работают и меньше болеют. «И, конечно, важен сам факт заботы компании о своих кадрах - это благоприятно влияет на удовлетворенность работой, появляется чувство защищенности, оно способствует формированию комфортного климата в коллективе», - делает вывод г-н Калмыков.
Инна Алексеева, генеральный директор, PR Partner, считает, что полис ДМС нужен абсолютно всем предприятиям. «Так как ОМС давно не спасает никого, а в Москве по ОМС можно только в очереди к врачу потерять 4-6 часов. Когда работодатель заботится о сотруднике и его производительности, он не позволит терять такой огромный объем времени на походы по врачам, так что ДМС - это необходимость. Другое дело, что такой полис можно заменить договором напрямую с поликлиникой, к примеру, мы так и сделали, заключили контракт с сетью медучреждений, один из филиалов которой в 10 минутах ходьбы от нашего офиса. Это удобно », - делится опытом г-жа Алексеева.
Екатерина Бойцова, рассказывает, что страховщики ежегодно подсчитывают уровень убыточности договора с каждым заказчиком (отношение стоимости затрат на компанию-клиента к стоимости договора). «И с уменьшением числа полисов эта убыточность резко возрастает (а такая опасность, особенно в кризисное время, существует), поэтому страхование сотрудников для малого бизнеса будет очень дорогим. Небольшим компаниям при этом доступны многие альтернативные и относительно бюджетные методы мотивации и удержания сотрудников, которые невозможно использовать в крупной организации», - отмечает г-жа Бойцова. Она продолжает: «Например, корпоративные мероприятия, совместные походы в театр и на выставки и другие простые инструменты работают в таких случаях эффективнее именно благодаря тому, что маленький коллектив сплотить проще». Поэтому, по ее мнению, чаще всего малому бизнесу просто нет смысла покупать дорогие и нерентабельные полисы. «Но если очень хочется – стоит рассмотреть индивидуальные страховки, а не стандартный пакет. Они будут включать только часть самых необходимых услуг, зато обойдутся гораздо дешевле. И обращаться стоит всегда напрямую к страховщику, потому что, как показывает наш опыт, работа со страховыми брокерами оказывается не очень выгодной и удобной», - советует г-жа Бойцова. Она напоминает, что не всем сотрудникам нужна страховка – например, в молодом коллективе такой инструмент может быть востребован гораздо меньше, чем тот же гибкий график и корпоративные мероприятия.
Источник: журнал "Расчет"