Людмила Шустерова

Директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing

Нередко именно хорошая идея делит историю тривиального проекта на "до и после", открывает в наемном рабочем задатки успешного предпринимателя, помогает бизнесмену заработать или сэкономить миллионы. Как повысить собственную креативность или вдохновить своих сотрудников на поиск гениальных идей, выясняла корреспондент BG Кристина Наумова.

Несмотря на то, что многие гениальные задумки рождаются в хаосе, некоторые управленцы уверены в существовании специальных "ловушек".

Штурм по схеме

Планерки, совещания, летучки — все это помогает настроить сотрудников на креативность, полагают топ-менеджеры. Но у таких мозговых штурмов должны быть свои правила. В противном случае они превращаются в скучные собрания, не способствующие вдохновению.

"На флипчарт (офисный мольберт. — BG) выписывается ключевая задача, и в процессе штурма на доску записываются все идеи, возникающие в процессе обсуждения, — делится опытом генеральный директор компании Power Lexis Андрей Колесников. — Плохих идей не бывает, поэтому нужно безоценочно фиксировать все мысли по мере их поступления". Главное — на время подавить логическое мышление и поиск причинно-следственных связей, к чему так склонны деловые люди.

Генеральный директор PR-агентства PR Partner Инна Алексеева рассказывает, что использует мозговые штурмы для составления коммерческих предложений потенциальным партнерам, для разработки проектов для клиентов, перед проведением мероприятий.

Рабочее пространство

Настроиться на креативность помогают рабочее место, атмосфера в коллективе и в офисе в целом. Вице-президент и глава Philips "Потребительские товары" в России и СНГ Максим Кузнецов рассказывает, что в офисах компании отсутствуют закрепленные рабочие места. Это, по его мнению, позволяет сократить психологическую дистанцию между коллегами и между руководителями и подчиненными, что благоприятно сказывается на атмосфере в коллективе.

Иногда на пользу идет и вовсе отсутствие всякого рабочего места. Генеральный директор "3В Сервис" Вячеслав Петухов отмечает, что удаленная работа также способствует творческому восприятию. "Если задача интересна и захватывает, то человек решает ее, даже когда спит. Мой рецепт, повышающий креативный дух и производительность сотрудников, — это просто предоставить им больше свободы и возможность работать где угодно и когда угодно, но с четко определенным и прогнозируемым результатом", — говорит господин Петухов.

Вдохновение сверху

Именно топ-менеджер формирует имидж компании и атмосферу в офисе. Руководитель собственным примером мотивирует сотрудников, полагают эксперты.

Креативность не рождается на пустом месте, в атмосфере апатии и рутины, согласен партнер адвокатского бюро DS Law Денис Беляев. "Руководитель должен уметь вдохновлять сотрудников. Даже случайно полученная информация, бесполезная встреча или непонятно зачем купленная книга может стать источником вдохновения и новых идей", — рассуждает он.

Управляющий партнер IT-компании Navicon Владимир Шаров рассказывает, что его сотрудники могут на личную почту руководителей фирмы отправлять свои идеи. "Мы проверяем интересные гипотезы, формируем команду единомышленников для реализации понравившихся идей. Недавно мы проводили конкурс на лучшую бизнес-идею. Сейчас она реализуется", — говорит господин Шаров. Соучредитель и управляющий партнер Preply Кирилл Бигай старается личным примером вдохновлять своих сотрудников, вникая во все рабочие процессы. "Постоянно делюсь с командой ссылками на полезные материалы, которые меня заинтересовали", — говорит собеседник издания.

Заместитель генерального директора петербургской IT-компании "Нетрика" Алексей Ильин полагает, что демократичный стиль общения между руководителями и подчиненными очень важен. Он убежден, что сотрудники должны иметь возможность свободно пообщаться с менеджером, задать ему напрямую свой вопрос, поделиться идеей.

Основатель мобильных журналов Jornl и "Бизнес Fun" Денис Бекларов считает, что сотрудники должны быть вовлечены в процесс на равных с руководителями проекта. "Все наши авторы знают, что могут сами влиять на политику редакции, предлагая темы для статей и идеи для рубрик. Происходит вовлечение автора в создание продукта, отождествляет его с ним, что, безусловно, является отличным нематериальным мотиватором и укрепляет команду", — замечает господин Бекларов.

Мир вокруг

Талантливые бизнесмены и управленцы воспринимают через призму своих проектов все, что их окружает. Генеральный директор интернет-сервиса "Давай сравним" Елизавета Зайцева говорит, что лично ей много пищи для размышлений и вдохновения дают наблюдения за уровнем обслуживания, с которым человек сталкивается в банке или в страховой компании. "Каждый раз я задумываюсь — а как должно было быть? И потом на нашем сайте мы развиваем новые идеи", — рассказывает Елизавета Зайцева.

Директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing Людмила Шустерова признается, что ее вдохновляют истории стартапов, как российских, так и зарубежных. "Когда видишь реальные примеры того, как люди без PR-специалистов активно и бесплатно продвигаются в СМИ, без HR-менеджеров успешно набирают персонал, всегда задумываешься: а что в своем бизнесе можно сделать по-другому, более эффективно?" — рассуждает эксперт.

Директор по развитию компании Particula Smart Beauty (бренд Demeter Fragrance Library) Лилия Гараева рассказывает, что каждое утро в одно и то же время по пути в офис вдоль набережной Москвы-реки она встречает очень пожилого человека, на вид ему лет 90, делающего утреннюю пробежку. "В полном одиночестве вне зависимости от погоды и сезона он находит в себе силы и выходит на дистанцию. Эта картина мотивирует и заряжает силами", — делится Лилия Гараева.

Путешествия для расширения сознания

Генеральный директор и соучредитель "Лаш Раша" Дмитрий Азаров рассказывает, что каждый год ездит в экспедицию, где общается с владельцами и топ-менеджерами крупных компаний. В этом году работники "Лаш Раша" были в Иране. Кроме того, компания регулярно проводит корпоративные встречи в Англии, на которых сотрудники из пятидесяти стран собираются в одном месте и делятся опытом.

"В прошлом году я ездил в Дублин на Web Summit, крупнейшую технологическую конференцию в Европе. Анализ чужих идей дает возможность достроить собственные — это как чтение автобиографии, когда чужой опыт проецируется и сравнивается с собственным, — говорит Макс Волошин, основатель и директор по развитию компании по разработке мобильных решений для бизнеса Redmadrobot. — А на тридцатилетие друзья подарили мне поездку в Нью-Йорк, который я давно хотел посетить. И хотя путешествие было коротким — я провел в городе всего два дня и не работал, а гулял — оно оказалось очень полезным. Прошел целиком Бродвей до Уолл-стрит, пробежал десять километров в Центральном парке. Я полностью выключился из привычного режима и встроился в ритм нового города".

Глава рекомендательного сервиса о путешествиях по городам России Localway.ru Ирина Ерохина тоже старается постоянно путешествовать и пользоваться всеми местными приложениями, популярными услугами среди местных жителей.

Первый заместитель генерального директора Rambler & Co Максим Тадевосян отмечает, что помимо поездок в интересные по своей энергетике города, вдохновить могут атмосферные места и в родном городе. Это может быть даже кафе или ресторан, где можно собраться с мыслями.

Правильное начало

Определенный распорядок дня помогает настроиться на продуктивную работу. Опрошенные BG управленцы начинают свой день с проверки почты, изучения отчетов о продажах, чтения отраслевых новостей и спорта.

Управляющий партнер компании "Биплан" Илья Грошиков, например, просыпается пораньше, чтобы хорошо позавтракать и не отвлекаться на голод в офисе.

Эксперт в области поведенческого маркетинга, массовых коммуникаций и брендинга Арсен Даллакян начинает день с медитации: "Пятнадцать минут лежу с открытыми глазами и анализирую свои мысли. Первые две минуты всегда одинаковые: надо скорей собираться и бежать, столько дел, ничего не успею. Потом тревога проходит и начинаешь спокойно осмысливать, что же все-таки надо сделать. На пятой минуте проходит и это, и сознание начинает потихоньку успокаиваться. На десятой минуте появляется легкость и хорошее настроение. А последние пять минут — это настоящая зарядка для психики, и энергии от нее хватает на то, чтобы поднимать своим видом настроение всем вокруг".

Президент iMARS Communications Владимир Ступников напоминает, как важно иногда сменить обстановку и включить в свой день поход на концерт или театр. "Это дает возможность отдохнуть, переключиться на что-то новое. В итоге появляются новые идеи, которые в дальнейшем используешь в работе. Это очень важно, иначе может наступить творческий кризис", — говорит господин Ступников.

"Всем известно, что новые идеи часто приходят перед сном. Раньше пересиливал себя, вставал и записывал в блокнот, — рассказывает глава a-rg.com Алексей Карлов. — В итоге получались целые списки задумок, на которые не хватало времени или они просто не выдерживали критики рынка, коллег, здравого смысла или просто не зажигали второй раз. Теперь, если что-то придумывается перед сном, я это никуда не записываю. После пробуждения задаю себе вопрос, помню ли что-то из идей перед сном? Если да, то записываю идею, если нет — забываю о ней". 

Источник: газета «Коммерсант»



Поделиться:


Подпишитесь на наши материалы
Мы пишем только о самом важном. Вы будете первым узнавать об экономических событиях, которые влияют на ваш бизнес, о том, как сократить расходы, оптимизировать работу компании и принимать верные управленческие решения без погружения в операционные процессы.
Спасибо за подписку!
  • Связаться с нами

    Оставьте обращение в форме ниже, и мы обязательно ответим вам

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

    Обратите внимание: мы работаем только с компаниями на ОСНО. Наши решения не подходят ИП и компаниям на УСНО

  • Image
Отправить заявку
  1. Unicon Outsourcing
  2. Блог
  3. Творческое развитие
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие Юникон БС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен