директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing
Просить руководство о прибавке к зарплате или о повышении по службе – дело непростое даже в более благополучные времена. А уж сегодня, в эпоху экономического кризиса, повсеместной оптимизации расходов и сокращения штатов, решиться на него очень сложно. Стоит ли рисковать, если вы считаете, что давно заслужили прибавку или повышение? Об этом JOB.RU спросил у руководителей компаний и экспертов рынка труда.
Не надо бояться!
Для начала ответим на самый главный вопрос: стоит ли заводить этот разговор в наше нелегкое время? По словам коммерческого директора компании Politech-PLus JSC Александра Козлова, сам факт, что человек просит прибавки к зарплате в кризис, уже добавляет пару баллов его карьерной карме. «Даже если мы отказываем, мы советуем работнику не принимать отказ слишком близко к сердцу. Безусловно, у всех свои дела, проблемы, кредиты и так далее и прибавку получить очень хочется, но важно также понимать, что отказ сейчас не значит, что повышение зарплаты невозможно через какое-то время», - утверждает Александр.
«Если работник чувствует, что он достоин прибавки к зарплате – он может смело подойти к руководителю с результатами своей деятельности за время работы в компании. Наглядно показать: что он принес компании и что собирается принести по итогу повышения. Работник должен быть уверен в себе и способен объяснить: сколько он просит и почему», - считает генеральный директор рекламного агентства SWIST, главный тренер школы SWIST Роман Галдин.
А вот по мнению начальника отдела по подбору персонала компании «Биплан» Ольги Никитиной, сегодня на рынке выделяется четкое ориентирование на оптимизацию затрат и эффективность работы каждого конкретного специалиста. Такая тенденция не лучшее время для просьб, а тем более требований о повышении зарплаты, считает Ольга. «Если же вы все же претендуете на такое повышение, старайтесь показывать свой профессионализм с помощью оперативного решения задач и выполнения поставленных целей, тогда вопрос решится сам собой. Главное – это ваша ценность, которая стоит определенных денег, и этого не нужно стесняться. Когда вы уверены в себе и в качестве своей работы, вам не составит труда сказать руководителю о желании получить прибавку. Возможно, он оценит вашу смелость и аргументы, но пока вы не проверите этот подход, вы не узнаете точного ответа», - советует Никитина.
Начнем разговор
По мнению генерального директора кадрового агентства Lightman Solutions Юрия Кондратьева, разговор о повышении - это всегда деликатная беседа, в которой надо быть в меру настойчивым, достаточно убедительным, но при этом уметь проявить лояльность к руководителю и компании, быть готовым к компромиссам и положительно реагировать на те возможности, которые дает руководство.
По мнению Юрия, уместнее всего начинать разговор о повышении во время успешно реализуемого проекта. Если заводить разговор на фоне неудачи – результат точно будет отрицательным. Через какое-то время после реализации проекта можно услышать ответ «Хорошо, проявите себя на следующем проекте, тогда и поговорим». А вот в процессе успешной реализации проекта, на фоне хороших новостей, наиболее высока вероятность получить ответ: «Доведите проект и обсудим». В бизнесе, так уж сложилось, былые заслуги быстро забываются - есть только здесь и сейчас, уверен Кондратьев.
В качестве обоснования для своей просьбы Юрий рекомендует следующие варианты: «вырос профессионально», «беру большой объем работы и готов работать ещё лучше и больше», «готов к новым вершинам, новой ответственности». Словом, нужно дать понять руководителю, что повысив вас, он получит высокую отдачу, и ваша мотивация будет служить повышению результатов работы отдела, подразделения, компании. Приводите факты, цифры. Руководитель должен расценить повышение не как убыток, как дополнительный доход и новые возможности для компании.
В свою очередь, автор маркетинговой стратегии сервиса онлайн-заказов ремонтов PriceRemont.ru Александр Рукин рекомендует тем, кто хочет получить прибавку к жалованию, использовать принцип, заимствованный из продаж: «Know your client». Определите тип своего начальника и действуйте в соответствии с этим. Подводите свое руководство к естественной мысли, что вы ценный незаменимый сотрудник и вам нужно повысить зарплату и продвинуть по службе.
«Следуйте также методике влияния на принятие решений, суть которой проста: «Легче всего принимаются самые те решения, которые выглядят как самые легкие для того, кто из принимает». Например, руководитель столкнулся с проблемой. Не бойтесь брать инициативу в свои руки. Высказывайте желание решить этот вопрос и смело «самоназначайтесь» на трудный участок. Выручив руководителя в непростой ситуации, вы докажете ему свою полезность. И вполне возможно, получите долгожданное повышение», - поясняет Александр.
Взаимная выгода
Чтобы помочь тем, кто все е решился на сложный разговор, директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing Людмила Шустерова составила подробную инструкцию, главная суть которой в том, что добиваясь повышения зарплаты, нужно помнить – вы не должны выпрашивать, вы должны обосновывать, почему вы стоите дороже.
Как делать надо:
- Смотрите на себя глазами компании и руководителя. Вам платят за то, что вы приносите организации прибыль или другую пользу. Если вы стали приносить больше прибыли, логично будет платить вам больше. Вот и объясните руководителю, что вы сделали для этого: получили новые навыки, стали брать нагрузку больше прежней, повысили качество своей работы.
- Бизнес любит измеримые величины, а их изменения могут стать лучшим обоснованием повышения зарплаты. Даже у школьного учителя и театрального гардеробщика они есть – например, успеваемость учеников и максимальная длина очереди в гардероб после спектакля. Если вы стали делать больше, лучше, быстрее, продемонстрируйте это в цифрах. Если у вас есть конкретные данные о том, что специалисты аналогичного профиля с похожим опытом получают зарплату выше, используйте их.
- Если вы поняли, что вам нечего предоставить руководству в качестве доводов для повышения зарплаты, значит, ваш труд оплачивается справедливо. Все равно хотите больше денег? Так и скажите начальнику, поинтересовавшись, что вы можете сделать, чтобы получить повышение. Может быть, он как раз не знает, кого назначить ответственным на новый проект, с которым вы можете справиться.
- Если в компании есть жесткая система оценки сотрудников, то никакие ваши просьбы не помогут. Единственный шанс на повышение зарплаты – узнать, какие конкретно критерии влияют на ее рост, и начать им соответствовать.
- Выясните, чье мнение влияет на повышение вашей зарплаты помимо мнения вашего руководителя. Проведите пиар-кампанию своей деятельности среди этих людей, упоминая за чашечкой чая или во время перекура о том, как недавно вы утихомирили разъяренного заказчика или повысили производительность целого отдела. Да и вообще не забывайте регулярно демонстрировать руководителю, какой вы молодец – он не всегда может отслеживать все ваши успехи.
- Совет для тех, кто уверен в себе и хочет рискнуть: хотите получать больше – увольняйтесь. Идите в другую компанию, пусть даже на ту же зарплату, набирайтесь там опыта, смотрите на свою прежнюю работу под другим углом, сравните бывшую организацию с представителями других отраслей. А набравшись нового, смело возвращайтесь обратно, если еще будете чувствовать в этом потребность – скорее всего, вас с радостью примут с вашими новыми идеями, а стоить вы будете уже дороже. Конечно, перед тем, как принять такое решение, стоит предварительно оценить свои перспективы и ситуацию на рынке, особенно если учесть сегодняшнюю экономическую ситуацию.
Как делать не надо:
- Никогда не угрожайте увольнением. Этот прием работает не больше одного раза. Даже если зарплату вам повысят, можете быть уверены, что вам уже начали искать замену. А ну как в следующий раз вы запросите сумму в несколько раз больше – работодатели предпочитают не связываться с шантажистами.
- «Я работаю на этой должности уже десять лет», - плохой довод для работодателя. Прежде всего, возникает вопрос: неужели за 10 лет вы не научились ничему новому и никак не продвинулись в своей специальности, что единственный повод платить вам больше – ваш стаж?
- Не давите на жалость. У всех кредит, ипотека, больной родственник и две овчарки. Ваша компания - не благотворительная организация (если, конечно, вы работаете не в фонде помощи малоимущим), никто не обязан вам платить за то, что вы оказались в сложной ситуации.
Главные претенденты
В заключение наши эксперты коротко рассказали о том, каких работников сегодня больше шансов получить желаемое?
Александр Козлов: «Проще всего мы пойдём на повышение фиксированного оклада инженерно-техническому персоналу, продажники же, особенно лучшие из них, могут заработать на прибавку самостоятельно, несмотря на очевидный кризис на рынке».
Роман Галдин: «Для того, чтобы принять решение сколько и кому платить, я, прежде всего, оцениваю уникальные свойства сотрудника и ситуацию на рынке труда. Когда я говорю об уникальных свойствах, я имею в виду пользу, которую люди могут принести компании - например, если это pr-менеджер - наличие связей среди журналистов, если это new business менеджер - партнерские отношения с клиентами, если это project- менеджер - наличие работающей базы подрядчиков».
Ольга Никитина: «В нынешних экономических реалиях руководители предпочитают делать ставку на проверенных специалистов, не рискуя искать нового и незнакомого кандидата. Если вы докажите, что приносите реальную пользу компании, а не просто механически выполняете свою работу, то вам обязательно повысят зарплату, пусть и не на большую сумму».
Людмила Шустерова: «Шансы получить повышение зарплаты есть у тех, кто приносит больше дохода организации, кто позволяет сокращать издержки, а также у высококвалифицированных работников с редкими специальностями. Если же говорить об отраслях, то на сегодняшний день востребованы и будут востребованы специалисты в области всевозможных ремонтных услуг (от ремонта обуви и бытовой техники до ремонта автомобилей). Хорошо себя чувствуют работники сферы внутреннего туризма. Постепенно развивается сельскохозяйственная отрасль. Активно растут в кризис компании, услуги и товары которых позволяют оптимизировать внутренние процессы организаций, в том числе IT-компании».
Источник: