Руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing
Выходя на российский рынок, иностранные компании часто оказываются не готовы к его реалиям. Что удивляет и раздражает зарубежных предпринимателей, усложняет их деятельность и даже заставляет уходить с рынка?
Объемы документооборота
В России компании должны собирать и предоставлять в контролирующие органы гораздо больше документов, чем за рубежом. Например, в европейских странах для того, чтобы подтвердить расходы перед налоговой службой, достаточно иметь на руках инвойс. В России же от предпринимателя требуют предоставить как минимум акт оказания услуг или товарную накладную и счет-фактуру. Если этих документов нет, то налоговики посчитают, что компания занизила базу по налогу на прибыль.
При этом важно не только получить от поставщика первичные документы, но и проверить, насколько правильно они составлены. Например, акт оказания услуг должен содержать все реквизиты, предусмотренные законом о бухучете, а также детальную расшифровку оказанных услуг. Часто проверяющие органы требуют приложить к акту документы, которые подтверждают, что заказ действительно выполнен. Например, если дизайнерское бюро нарисовало для компании макет рекламного баннера, ей лучше предоставить в налоговую не только акт выполненных работ, но и фото изготовленного макета с печатью и подписью «Согласовано».
Подобные сложности часто становятся неожиданностью для иностранных предпринимателей.
Спорные ситуации
Российское законодательство не всегда прозрачно и однозначно, поэтому компаниям часто бывает непросто выполнить его требования.
Например, с января 2019 года иностранные поставщики электронных услуг для российских компаний должны самостоятельно уплачивать НДС за эти услуги. В апреле 2019 года ФНС решила упростить жизнь зарубежных компаний и выпустила разъяснение, согласно которому российский заказчик может добровольно стать налоговым агентом.
Однако такое решение шло вразрез с Налоговым кодексом РФ. Кроме того, подобные разъяснения носят лишь рекомендательный характер: все риски, связанные с их применением на практике, ложатся на плечи самой компании.
Иностранным компаниям непросто сориентироваться в таких тонкостях законодательства и правоприменительной практики. Те варианты решения текущих задач бизнеса, которые несут в себе меньше всего рисков, как правило, оказываются более дорогими. Например, в ситуации с НДС на электронные услуги компании действительно лучше встать на налоговый учет в России, чем платить штрафы или доказывать свою правоту в суде.
Проверка контрагентов
Иностранные предприниматели не всегда понимают, зачем дополнительно проверять контрагентов до подписания договора. Казалось бы, в договоре уже прописана ответственность сторон и штрафные санкции. Что может пойти не так?
Тем не менее компаниям, которые работают на территории России, необходимо ответственно подходить к проверке контрагентов: это позволяет обезопасить себя от работы с фирмой-однодневкой, а также от штрафов за сомнительные сделки.
Кейс
Заказчик иностранной компании перестал платить арендную плату за дорогостоящее оборудование. Его обязали выплатить долг, но он вывел со счетов все средства и объявил себя банкротом. В итоге зарубежная компания прошла через множество судебных разбирательств, понесла огромные убытки и ушла с российского рынка.
Сложности с хранением персональных данных
В России действует закон, согласно которому все персональные данные российских граждан должны храниться на территории РФ. За нарушение закона юридическому лицу грозит штраф от 1 млн до 6 млн руб. За повторное нарушение — от 6 млн до 18 млн руб.
Вместе с тем многим зарубежным компаниям для управления персоналом на международном уровне необходимо использовать облачные системы, например Workday. Поэтому представительства компаний в России вынуждены тратить дополнительные средства на услуги провайдеров, которые смогут настроить систему обмена данным между российским офисом и таким сервисом.
Кадровое делопроизводство
Законодательства большинства стран, компании из которых открываются в России, не предполагают, что организации заводят и хранят все документы о приеме сотрудников на работу, командировках, отпусках и так далее.
В России же почти каждое передвижение сотрудника должно быть задокументировано. Кроме этого, пока что в России недостаточно распространены системы кадрового электронного документооборота (КЭДО). По данным Deloitte, в 2019 году лишь 17% российских компаний применяли КЭДО. При этом 53% из них дублируют все электронные документы на бумажном носителе.
Поэтому иностранным компаниям приходится привыкать к тому, что в России нельзя вести бизнес без так называемого отдела HR administration, который не имеет ничего общего с HR management, а также нужно хранить большое количество бумажных документов.
Источник: