Зульфия Юпашевская

Руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing

Выходя на российский рынок, иностранные компании часто оказываются не готовы к его реалиям. Что удивляет и раздражает зарубежных предпринимателей, усложняет их деятельность и даже заставляет уходить с рынка?


Объемы документооборота

В России компании должны собирать и предоставлять в контролирующие органы гораздо больше документов, чем за рубежом. Например, в европейских странах для того, чтобы подтвердить расходы перед налоговой службой, достаточно иметь на руках инвойс. В России же от предпринимателя требуют предоставить как минимум акт оказания услуг или товарную накладную и счет-фактуру. Если этих документов нет, то налоговики посчитают, что компания занизила базу по налогу на прибыль.

При этом важно не только получить от поставщика первичные документы, но и проверить, насколько правильно они составлены. Например, акт оказания услуг должен содержать все реквизиты, предусмотренные законом о бухучете, а также детальную расшифровку оказанных услуг. Часто проверяющие органы требуют приложить к акту документы, которые подтверждают, что заказ действительно выполнен. Например, если дизайнерское бюро нарисовало для компании макет рекламного баннера, ей лучше предоставить в налоговую не только акт выполненных работ, но и фото изготовленного макета с печатью и подписью «Согласовано».

Подобные сложности часто становятся неожиданностью для иностранных предпринимателей.


Спорные ситуации

Российское законодательство не всегда прозрачно и однозначно, поэтому компаниям часто бывает непросто выполнить его требования.

Например, с января 2019 года иностранные поставщики электронных услуг для российских компаний должны самостоятельно уплачивать НДС за эти услуги. В апреле 2019 года ФНС решила упростить жизнь зарубежных компаний и выпустила разъяснение, согласно которому российский заказчик может добровольно стать налоговым агентом.

Однако такое решение шло вразрез с Налоговым кодексом РФ. Кроме того, подобные разъяснения носят лишь рекомендательный характер: все риски, связанные с их применением на практике, ложатся на плечи самой компании.

Иностранным компаниям непросто сориентироваться в таких тонкостях законодательства и правоприменительной практики. Те варианты решения текущих задач бизнеса, которые несут в себе меньше всего рисков, как правило, оказываются более дорогими. Например, в ситуации с НДС на электронные услуги компании действительно лучше встать на налоговый учет в России, чем платить штрафы или доказывать свою правоту в суде.


Проверка контрагентов

Иностранные предприниматели не всегда понимают, зачем дополнительно проверять контрагентов до подписания договора. Казалось бы, в договоре уже прописана ответственность сторон и штрафные санкции. Что может пойти не так?

Тем не менее компаниям, которые работают на территории России, необходимо ответственно подходить к проверке контрагентов: это позволяет обезопасить себя от работы с фирмой-однодневкой, а также от штрафов за сомнительные сделки.

Кейс

Заказчик иностранной компании перестал платить арендную плату за дорогостоящее оборудование. Его обязали выплатить долг, но он вывел со счетов все средства и объявил себя банкротом. В итоге зарубежная компания прошла через множество судебных разбирательств, понесла огромные убытки и ушла с российского рынка.


Сложности с хранением персональных данных

В России действует закон, согласно которому все персональные данные российских граждан должны храниться на территории РФ. За нарушение закона юридическому лицу грозит штраф от 1 млн до 6 млн руб. За повторное нарушение — от 6 млн до 18 млн руб.

Вместе с тем многим зарубежным компаниям для управления персоналом на международном уровне необходимо использовать облачные системы, например Workday. Поэтому представительства компаний в России вынуждены тратить дополнительные средства на услуги провайдеров, которые смогут настроить систему обмена данным между российским офисом и таким сервисом.


Кадровое делопроизводство

Законодательства большинства стран, компании из которых открываются в России, не предполагают, что организации заводят и хранят все документы о приеме сотрудников на работу, командировках, отпусках и так далее.

В России же почти каждое передвижение сотрудника должно быть задокументировано. Кроме этого, пока что в России недостаточно распространены системы кадрового электронного документооборота (КЭДО). По данным Deloitte, в 2019 году лишь 17% российских компаний применяли КЭДО. При этом 53% из них дублируют все электронные документы на бумажном носителе.

Поэтому иностранным компаниям приходится привыкать к тому, что в России нельзя вести бизнес без так называемого отдела HR administration, который не имеет ничего общего с HR management, а также нужно хранить большое количество бумажных документов.


Источник: РБК Pro



Поделиться:


Подпишитесь на наши материалы
Мы пишем только о самом важном. Вы будете первым узнавать об экономических событиях, которые влияют на ваш бизнес, о том, как сократить расходы, оптимизировать работу компании и принимать верные управленческие решения без погружения в операционные процессы.
Спасибо за подписку!
  • Связаться с нами

    Оставьте обращение в форме ниже, и мы обязательно ответим вам

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

    Обратите внимание: мы работаем только с компаниями на ОСНО. Наши решения не подходят ИП и компаниям на УСНО

  • Image
Отправить заявку
  1. Unicon Outsourcing
  2. Блог
  3. С какими трудностями сталкиваются зарубежные предприниматели в России
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие Юникон БС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен