руководитель отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing
Адаптивное самообучение может быть эффективным для специалистов бухгалтерии широкого профиля, которые практикуют ведение учета МСФО и GAAP для иностранных компаний, работающих на территории России. При этом для начинающих специалистов – выпускников вузов - такой способ обучения вряд ли может стать эффективным.
Вероника Аракелова, руководитель отдела бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing:
Адаптивное самообучение может быть эффективным для специалистов бухгалтерии широкого профиля, которые практикуют ведение учета МСФО и GAAP для иностранных компаний, работающих на территории России. При этом для начинающих специалистов – выпускников вузов - такой способ обучения вряд ли может стать эффективным.
Важно понимать, что для профессиональных бухгалтеров и финансовых специалистов огромную роль играет не только теоретические знания, но и опыт. А опыт финансистов и вовсе основан на многообразии задач, с которыми приходилось сталкиваться за всю практическую жизнь.
Я довольно часто сталкиваюсь с кандидатами, которые обладают разнообразными сертификатами по итогам различных курсов, однако применить их в текущей работе без определенной практической адаптации не предоставляется возможным.
Сегодня требования к бухгалтеру трансформировались. Он должен быть специалистом с широким профессиональным кругозором, основанном на разносторонних практических знаниях. Такой специалист может повышать свои знания с помощью адаптивного самообучения: следить за изменениями законодательства и дополнительными разъяснениями, обновлениями бухгалтерских программ и так далее. Начинающим бухгалтерам такой формат образования не подойдет. Повысить качество подобного обучения можно, ужесточив т.н. условия зачисления. То есть обучающийся должен иметь определенный опыт, смежное высшее образование и так далее. В противном случае оценить эффективность таких курсов довольно сложно.
Борис Халимовский, co-founder образовательной платформы Courson:
Во многих звеньях системы образования до сих пор невозможно полностью убрать живого преподавателя, не теряя значительную долю эффективности. Маленьким детям нужно эмоциональное взаимодействие, а студентам университета – глубина знаний и мышления профессора. На данный момент оба фактора сложно симулировать компьютерной программой.
Но это не проблема для учеников колледжей и средних профессиональных учреждений, включая студентов финансовых специальностей. В их случае электронная система дает преимущества за счет адаптивного обучения. Учеными доказано, что студенты усваивают информацию по-разному. Идентифицированы семь стилей: визуальный, аудиальный, разговорный, кинестетический, логический, социальный, индивидуальный. Обучающая программа позволяет смешивать стили и создавать оптимальный подход к каждому слушателю. В этом и есть будущее образования.
Благодаря современным образовательным форматам самообучение становится удобнее и доступнее, а потому и популярнее. С развитием технологий количество людей, занимающихся самообразованием, будет постоянно расти. Среди инструментов, позволяющих эффективно прокачивать интерперсональные навыки, такие как лидерство, по-прежнему доминируют офлайн-семинары. А для получения профессиональных знаний и повышения личной эффективности существует множество онлайн-курсов. Ими активно пользуются люди, заинтересованные в профессиональном и карьерном росте.
Так, по статистике образовательной платформы Courson, люди интересуются профессиональными знаниями в таких областях, как ПО Agile, ВЭД, скрайбинг, HR, интернет-маркетинг, менеджмент, продажи, финансы. У пользователей платформы стабильный интерес вызывает направление SMM (Social Media Marketing). Обучение маркетингу в социальных сетях прошли 2 700 человек, что составляет 73% всех слушателей курсов из категории интернет-маркетинга. Пользователи платформы активно прокачивают навыки личной эффективности – более 5 100 слушателей за год. Рекордсменом среди всех видеолекций, предлагаемых платформой, является курс из категории “Личная эффективность”, посвященный постановке и достижению целей. За год с ним ознакомились 2 800 человек.
Светлана Казанцева, эксперт ИПК “ТехноПрогресс”:
Идея адаптивного обучения в том, что образование подстраивается под “кривую обучения” студента. С помощью этого метода преподаватель может идентифицировать проблемные темы обучаемого и быстро перестроить процесс для их устранения. Благодаря тому, что педагог может в реальном времени реагировать на результаты отдельного студента, увеличивается вероятность своевременного получения правильного образовательного контента и, как следствие, достижения поставленных целей.
Технологии для реализации подобного рода обучения достаточно дорогие, и пока их могут использовать не все участники образовательного процесса. Однако методика адаптивного обучения становится популярнее и вызывает все больший интерес в научных кругах в связи с развитием искусственного интеллекта. Уже сейчас работают аналогичные системы обучения, например, персонифицированные подсказки или обучающие интерфейсы, напоминающие компьютерные игры.
В осеннем семестре 2011 года Аризонский государственный университет запустил эксперимент по применению методики адаптивного обучения. Предварительные итоги эксперимента показали, что результаты студентов улучшились на 18%, а процент отчислений упал на 47%. У эксперимента был и существенный экономический результат: программа помогла Аризонскому университету заработать 12 миллионов долларов в виде дополнительной платы за обучение. Таким образом, методика эффективна и для обучаемого – за счет улучшения усвоения материала, и для обучающего – в части увеличения дохода.
Адаптивное обучение – однозначно подходящая методика для повышения профессиональной квалификации российских бухгалтеров. Обычно в группах присутствуют обучающиеся с разным уровнем знаний: кто-то обладает знаниями только в одной области, кто-то знает все понемногу. Адаптивное обучение позволяет персонифицировать данные о знаниях студентов и построить индивидуальные траектории обучения: одним темам уделять больше внимания, другим – меньше; менять последовательность изучения тем.
Как выглядит сегодняшняя практика, насколько распространено самообучение? Как показывает опыт, достаточно большой процент бухгалтеров не готов перейти только на самообразование, ведь этот процесс требует регулярного и системного подхода, много времени и силы воли. Многие бухгалтеры с целью самообразования часто обращаются к образовательным офлайн- и онлайн-платформам, поэтому адаптивное образование для повышения квалификации, думаю, будет воспринято ими положительно.
Источник: GAAP.RU