Руководитель проектов по направлению развития бухгалтерских услуг
Вопрос 8
Как правильно оценить рыночную стоимость ПО собственной разработки, чтобы при продаже лицензий на его использование ФНС не посчитала, что стоимость лицензий (выручка) занижена?
Ответ 8
Оценка стоимости лицензии на соответствие рыночному уровню это комплексный вопрос, в котором имеют значение множество факторов (включая, но не ограничиваясь):
-
наличие на рынке аналогичного продукта и цен на его использование;
-
себестоимость разработки и последующей поддержки;
-
маржинальность проекта по разработке и поддержке ПО в течение срока его «жизни»;
-
документация на ПО, обоснование срока использования, план доработок и т.д.;
-
специфика договора с заказчиком (например, наличие смешанных взаимоотношений: лицензия + услуга, распределение доходности между элементами договора) и т.д.
Безусловно имеет значение портрет заказчика, наличие/отсутствие взаимозависимости с ним, его доступ к аналогичным продуктам и т.д.
Вопрос 9
Доработки ПО, созданного самой организацией
Вопрос 9а
Как целесообразнее организовать учет. Увеличение стоимости НМА, новые версии.
Ответ 9а
На этот вопрос нельзя ответить однозначно без изучения конкретной ситуации (свойств НМА и их доработок, налогового и инвестиционного профиля компании). Так, если доработки приводят к очевидному улучшению ПО, то уместно увеличивать стоимость базового актива. Если же доработки существенно меняют характеристики, назначение и срок использования ПО, то может быть обосновано выбытие базового актива и создание на его базе нового (новой версии). Для «упрощенцев» этот вариант следует считать приоритетным, так как расходы на приобретение, создание НМА входят в закрытый перечень расходов, а на улучшение – пока нет.
Вопрос 9б
Внесение в реестр отечественного ПО. Внесено "ядро". Далее на базе него есть прикладные ПО. Нужно ли их вносить? Считаются ли они внесенными в реестр?
Ответ 9б
Этот вопрос не относится к области бухгалтерской/налоговой экспертизы и тематике вебинара. Он требует отдельного изучения нормативно-правовой базы по регистрации отечественного ПО.
Вопрос 10а
Что требуется для создания ИТ-компании в РФ?
Ответ 10а
Чтобы получить статус ИТ-компании РФ нужно пройти аккредитацию в Минцифры. Требования установлены в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729. Есть ограничения для госорганизаций, банков, страховых компаний и т.д. Для успешной аккредитации нужно иметь:
- определенный код ОКВЭД (перечень есть в постановлении);
- уровень зп за определенный период не ниже средней по РФ (субъекту РФ) (требование не распространяется на правообладателей реестрового ПО);
- доходы от ИТ деятельности (перечень есть в постановлении) выше 30% общего дохода (есть послабления для некоторых компаний, например, стартапов);
- сайт где представлена информация об ИТ деятельности компании;
- согласие на раскрытие налоговой тайны.
Вопрос 10б
Преференционные налоговые режимы для ИТ-компаний? Какие есть налоговые льготы на федеральном и уровне субъектов?
Ответ 10б
Основные налоговые преференции предоставлены ИТ-компаниям на федеральном уровне – это пониженная ставка налога на прибыль (0% в 2024году, 5% с 2025 года) и страховых взносов (7,6% с возможностью снизить до 0%). Для применения льгот необходимо выдерживать уровень (1) доходов от ИТ деятельности в размере 70% (перечень не идентичен перечню для аккредитации) (2) зарплат выше средней по стране.
Предусмотрено освобождение от НДС для операций по передаче прав на реестровое ПО. Владельцу реестрового ПО не обязательно быть аккредитованной ИТ-компанией.
Субъекты РФ вправе устанавливать пониженные ставки имущественных налогов и налога по УСН. Есть дополнительные льготы от ИТ-хабов. Например, хаб в Нижнем Новгороде предоставляет 100%-ую компенсацию НДФЛ. Подробнее можно почитать комментарии здесь.
Вопрос 10в
Какие есть преференционные налоговые зоны/ кластеры для ИТ-компаний?
Ответ 10в
Инновационный центр «Сколково» в определенной степени можно считать кластером для ИТ-компаний. Одним из обязательных условий получения статуса резидента «Сколково» является осуществление исследовательской деятельности и коммерциализация ее результатов, а также соблюдение Правил проекта (пп. 4 п. 2 ст. 10 Закона № 244-ФЗ). Участникам «Сколково» доступны льготы (на период 10 лет) по:
- налогу на прибыль – ставка 0%;
- НДС – освобождение;
- налогу на имущество – освобождение;
- страховым взносам – пониженный тариф (15%).
Льготы сохраняются в обозначенном периоде при условии: актуального статуса резидента «Сколково», годовой выручке в пределах 1 млрд руб. и совокупной годовой прибыли в пределах 300 млн руб.
Вопрос 11
Интересуют риски дробления бизнеса и особенности статуса Сколково
Ответ 11
Основные налоговые преференции для участников «Сколково» рассмотрены выше. Что касается рисков дробления бизнеса, то о них мы говорили на вебинаре, рассматривая как высокорисковые ситуации, так и наоборот. Следует подчеркнуть, что структурирование бизнеса посредством создания нескольких самостоятельных компаний априори не является незаконным, если для этого есть экономическое обоснование, а налоговая экономия является лишь сопутствующим, а не основным эффектом. Термин «дробление» подразумевает разделение производственного процесса между компаниями с низкой налоговой нагрузкой за счет применения спецрежимов. Поэтому формально структуры на ОСНО (даже с использованием пониженных ставок налогов) не подпадают под дробление, что не исключает налоговые риски по ст. 54.1 НК РФ (о направленности действий на получение необоснованной налоговой выгоды). Если же в структуре есть компании на спецрежимах, то это повышает риски претензий по дроблению, но только при наличии иных признаков такового: отсутствие бизнес-цели, полная подконтрольность компаний группы ее организатору, несамостоятельность управленческого персонала, ротация производственного персонала, исключительно налоговый эффект от структурирования.
Вопрос 12
Нужно ли ИТ-компании иметь детальное положение о ценообразовании ИТ-услуг?
Ответ 12
Прямой обязанности разрабатывать такое положение законодательством не установлено, однако при его наличии и качественной проработке данной документ позволит оптимизировать работу и процессы разных служб компании, от подготовки тендерной документации до ответов на требования и запросы ФНС, аудиторов, профильных ведомств.
Вопрос 13
Особенности регистрации по в реестре российского ПО
Ответ 13
Этот вопрос не относится к области бухгалтерской/налоговой экспертизы и тематике вебинара. Он требует отдельного изучения нормативно-правовой базы по регистрации отечественного ПО.
Вопрос 14
Компания получила аккредитацию как ИТ компания, находится ли она под пристальным вниманием стороны ФНС и нужно ли после аккредитация подтверждать юр.адрес компании? После аккредитации ФНС прислала в банк блок на все операции компании, причина - якобы компания сменила юр.адрес и не подтвердила. По факту компания не меняла юр.адрес, в ЕГРЮЛ тоже отсутствуют изменения по данному пункту. Отправили в налоговую жалобу и все запрашиваемые документы, срок рассмотрения обращения 10 дней. По факту прошло 10 дней, обращение только зарегистрировали и срок ответа стоит 01.10., что эквивалентно 20 дням. Насколько такие действия правомерны и как с этим бороться? Дозвониться до налоговой невозможно, сотрудники коллцентра не переключают на ответственный отдел, говорят ждите ответ от ФНС в ЛК на налог.ру. Банк не пропускает ни налоговые платежи, ни перечисление зп.
Ответ 14
Для того чтобы сделать выводы о правомерности/неправомерности действий ФНС необходимо ознакомиться с фактическими обстоятельствами дела, решением о блокировке счета, его обоснованием, регистрационными документами общества и т.д.
Сама по себе ИТ-аккредитация не является триггером повышенного контроля со стороны ФНС и не требует подтверждения регистрационных данных. Вместе с тем можно предположить, что в рассматриваемом случае сработала совокупность факторов.
Например, нам известно дело о незаконном исключении из ЕГРЮЛ ИТ-компании (дело Профессиональные решения - № А40- 297026/22-2-1626) по причине недостоверности данных (в части места нахождения исполнительного органа). При визите на рабочее место директора компании инспекторы зафиксировали его отсутствие, по формальным основаниям инициировали исключение из ЕГРЮЛ (без учета того факта, что директор работал в удаленном формате). Результат – суд не поддержал инспекторов, действия ФНС незаконны.
Способы взаимодействия с ФНС по оперативной разблокировке счета должны быть адекватны причинам, по которым налоговый орган принял такое решение.
В случае невозможности получить разъяснения дистанционно (например, по телефону) не исключается возможность посещения ИФНС должностным лицом, желательно в сопровождении юриста.
Вопрос 15
Интересует вопрос применения ИТ льгот в случае, если компания покупает у разработчика неисключительную лицензию на ПО, дорабатывает продукт и продает кастомизированную версию.
Ответ 15
Для однозначного ответа на данный вопрос нужна, как минимум, правовая экспертиза цепочки:
- договоров о приобретении неисключительной лицензии (подразумевает ли объем полученных прав доработку ПО с дальнейшим распространением кастомизированной версии);
- операций по доработке продукта (соответствуют проведенные манипуляции работам по адаптации и модификации ПО);
- договоров о передаче прав на кастомизированную версию (в части совпадения «продавца» и правообладателя версий в одном лице).
При положительном ответе на каждый из поставленных вопросов есть потенциал считать, что компания реализует экземпляры собственных программ (передает исключительные права на них), что дает ей право включать выручку от такой реализации в состав квалифицированных доходов и, при условии выполнения иных критериев, применять льготные ставки налога на прибыль и страховых взносов.
Вопрос 16
ИТ-компания разрабатывает ПО и оказывает услуги по доработке ПО по запросам заказчиков. Можно ли учитывать данный доход для подтверждения льготы?
Ответ 16
Разработка, адаптация и модификация заказных программ обеспечивает поток квалифицированной выручки, согласно абз. 8 п. 1.15 ст. 284 НК РФ. Если деятельность компании соответствует понятиям разработки, а также адаптации или модификации заказного ПО, то доход по таким договорам включается в 70%-ую долю ИТ-доходов, определяемых для использования права на применение ИТ-льгот (Письмо ФНС России от 25.01.2023 N СД-4-3/763@).
Вопрос 17
Особенности учета затрат на создание и модификацию НМА и заказного ПО
Ответ 17
Это тема достаточно объемная и мы ее затронули выше (см. вопрос 9 об увеличении стоимости НМА и учете новых версий). Общие правила сбора затрат, которые капитализируются в стоимости НМА (созданного вновь или модифицированного) закреплены в ФСБУ 26 «Капитальные вложения» и ФСБУ 14 «НМА», и конечно же в МСФО (IAS 38 «Нематериальные активы»). Документальное оформление требует детального подхода и составления пакета локальной документации с указанием:
- цели создания, модификации актива;
- описания предполагаемого использования;
- состава рабочей группы по созданию актива с указанием ролей сотрудников (заказчик, разработчик, тестировщик и т.п.) или с указанием на сторонних исполнителей;
- лица, ответственных за приемку работ и определение степени готовности актива к использованию;
- сроков создания/модификации актива;
- сметы расходов на создание/модификацию актива.
Кроме того, важно правильно организовать учет затрат на персонал с их отнесением на проект по созданию/модификации актива.