Руководитель группы обслуживания отдела бухгалтерской практики Unicon Outsourcing
Бухгалтерия — важный элемент работы компании, но он может стать слишком затратным и малоэффективным, если учет не организован должным образом. Проведя оптимизацию организации функции бухгалтерского учета, можно значительно сократить расходы на бухгалтерию, упростить ее работу, усилить контроль и снизить риски для компании.
Оглавление
Когда нужна оптимизация
Преимущества
Что можно оптимизировать
Способы
Что учесть при выборе аутсорсинга
Когда нужна оптимизация
Оптимизация учетной функции может быть актуальна как для крупного бизнеса, так и для небольших компаний.
Есть несколько признаков, на которые стоит обратить внимание, чтобы определить, нуждается ли компания в оптимизации бухгалтерского учета:
- Регулярно всплывают ошибки и неточности в учете при сверке с контрагентами и при фискальных проверках;
- Несвоевременно сдается отчетность: случаются задержки в составлении финансовых отчетов, закрытии отчетных периодов;
- Просрочки в расчетах по договорам с поставщиками;
- Бухгалтерские операции требуют неоправданно много времени;
- Приходится оплачивать штрафы со стороны проверяющих органов из-за несоответствия нормативам и нарушения требований бухгалтерского и налогового законодательства;
- Штат бухгалтерии разрастается, но эффективность работы остается неудовлетворительной;
- Руководство компании не получает достаточно актуальной и точной финансовой информации для принятия стратегических решений.
Если вы обнаруживаете хотя бы один из этих признаков в бухгалтерской работе компании, это сигнал, что стоит рассмотреть оптимизацию бухучета для улучшения эффективности и точности финансовых процессов.
Преимущества реорганизации бухгалтерского учета
Оптимизация учетной функции имеет несколько ключевых целей и преимуществ:
- Эффективность операций: оптимизация помогает ускорить процессы учета, сократить время на выполнение задач и повысить производительность бухгалтерского отдела.
- Точность данных: правильная организация учета способствует более точной и надежной финансовой отчетности, что необходимо для принятия обоснованных решений и соблюдения законодательных требований.
- Экономия: оптимизация позволяет избежать избыточных расходов, уменьшить вероятность ошибок и потерь, а также оптимизировать использование финансовых и человеческих ресурсов в задачах бухучета.
- Лучшее понимание финансовой ситуации: оптимизированный учет предоставляет более полную и своевременную информацию о движении средств компании.
- Сокращение рисков: более эффективный и точный учет снижает вероятность ошибок и несоблюдения норм законодательства.
Какие процессы можно оптимизировать
Бухгалтерский учет — это целый комплекс взаимосвязанных бизнес-процессов, каждый из которых можно выделить и оптимизировать.
В частности:
- Ввод первичных бухгалтерских документов, полученных от контрагентов и выставляемых контрагентам;
- Работу с авансовыми отчетами;
- Закрытие отчетных периодов;
- Расчет налогов и сборов;
- Составление управленческих и корпоративных отчетов;
- Учет финансовых результатов.
Каждый из этих процессов отнимает много времени и ресурсов, если он не отлажен должным образом. От их оптимизации компания всегда выигрывает.
Основные направления и способы оптимизации бухучета
1. Контроль эффективности и точности внутренних процессов
Один из важнейших инструментов такого контроля — налоговый аудит. Налоговые риски — самые опасные из всех подводных камней, с которыми может столкнуться компания.
Если они выявлены, это сигнализирует, что в организации бухгалтерской службы существуют серьезные проблемы. Дальше руководству нужно будет разбираться, чем именно они были вызваны: некомпетентностью сотрудников, тем что производственные подразделения несвоевременно обеспечили бухгалтерию необходимой информацией или управленческими решениями, которые противоречили законодательству.
Инициативный бухгалтерский аудит — второй важный инструмент. Он поможет выявить и устранить слабые места в бухгалтерском учете, заметить и ликвидировать систематические ошибки и наладить бизнес-процессы более эффективным образом.
2. Автоматизация бухгалтерских процессов
Если автоматизировать процессы, которые сотрудники бухгалтерии выполняют вручную, можно не только ускорить выполнение задач, но и свести к минимуму риски ошибок в учете из-за человеческого фактора.
Автоматизацию проводят путем внедрения специальных программных продуктов — например, системы из семейства 1С с интеграцией системы электронного документооборота (ЭДО). Такие программы адаптируются под нужды конкретного предприятия, помогают стандартизировать и упростить бухучет и документооборот.
Если в компании уже используется система автоматизации, но эффективность учета все равно далека от идеала — возможно, используемые средства программной поддержки бухгалтерского учета устарели. Проведите экспертизу программных продуктов, которые используются в компании, и посмотрите, какие продукты появились на рынке за это время. Вполне возможно, что вы упустили из виду современные средства автоматизации, позволяющие сократить трудозатраты и повысить скорость и точность учета данных.
3. Повышение квалификации сотрудников бухгалтерского департамента
Часто проблемы возникают из-за отсутствия у сотрудников бухгалтерской службы необходимого опыта и информации. Как правило, внутренняя бухгалтерия изолирована от новостей из мира финансовой практики, связанных с изменениями законодательства и различными обновлениями. Эта информация не всегда находится в открытых источниках, поэтому она может просто не дойти до специалистов.
Поэтому руководству компании стоит регулярно обновлять знания своих сотрудников: предоставлять им возможности для повышения квалификации, обеспечить регулярную поддержку методологического отдела и регулярно проводить аудиты, чтобы своевременно обнаруживать проблемы.
4. Частичный или полный аутсорсинг бухгалтерского учета
Аутсорсинг — один из быстрых и эффективных способов оптимизации работы бухгалтерии. Он может быть как частичным, так и полным.
Частичный и полный аутсорсинг бухгалтерского учета — это два подхода к передаче бухгалтерских функций внешнему поставщику услуг.
В случае частичного аутсорсинга компания передает только определенные функции бухгалтерского учета стороннему исполнителю. Например, это может быть обработка платежей, ведение учета расходов, подготовка отчетности или управление налоговыми обязательствами. Остальные задачи могут оставаться внутри компании.
Если же бухгалтерский учет передается на полный аутсорсинг, то подрядчик берет на себя весь спектр бухгалтерского обслуживания: комплексное ведение бухгалтерии, а также внутреннюю и внешнюю отчетность. При этом собственный отдел бухгалтерии может полностью упраздниться, или его размер может сократиться до минимального уровня для контроля и взаимодействия с внешним поставщиком.
Выбор между частичным и полным аутсорсингом зависит от потребностей и стратегии компании. Некоторые предпочитают сохранить определенные функции внутри компании для большего контроля, в то время как другие готовы передать все бухгалтерские обязанности специализированной фирме для сокращения издержек и повышения эффективности.
При выборе аутсорсинга важно учитывать следующие факторы:
- Контроль и конфиденциальность данных. Необходимо обеспечить безопасность при передаче данных компании внешнему поставщику.
- Качество предоставляемых услуг. Оцените репутацию и опытность поставщика, чтобы удостовериться в их способности качественно выполнять бухгалтерские задачи.
- Стоимость. Сравните издержки аутсорсинга с содержанием внутреннего отдела бухгалтерии для принятия обоснованного решения.
Оптимизация бухгалтерского учета играет важную роль в грамотном управлении не только финансами компании, но и в рациональном выстраивании производственных процессов за счет точных данных по влиянию их на эффективные показатели бизнеса в целом. А так же обеспечивает прозрачность и надежность финансовой отчетности и помогает управлять рисками и ресурсами более эффективно.