Джонатан О'Коннелл, финансовый директор Facebook, рассказал об опыте использования аутсорсинговых услуг.
Прибегали ли вы в своей практике к использованию аутсорсинговых услуг?
Да, мы работаем с аутсорсингом с января 2010 года.
Компания Facebook хочет иметь возможность сосредоточиться целиком и полостью на своих ключевых функциях: технологиях и продажах. Все остальное может обслуживаться на стороне.
Facebook – это технологии и продажи. Вот главные функции, которые мы хотим держать при себе и не собираемся отдавать сторонней компании. А в остальном мы являем собой великолепный пример того, как организация отдает на аутсорсинг различные функции и процессы. Мы передаем внешним подрядчикам все стандартные процессы, которые можно задокументировать. Мы отдали на аутсорсинг трем поставщикам все функции финансовой службы. Они организуют сбор и оплату инвойсов, занимаются расчетом зарплаты, подготовкой управленческой отчетности и т.д. Такая же ситуация с кадрами и ИТ: все стандартные процессы в этих отделах тоже отданы на аутсорсинг.
Что послужила причиной передачи услуг на аутсорсинг?
Аутсорсинг стоит затраченных на него средств, если иметь дело с большими объемами работы. Наша проблема в том, что таких объемов у нас нет. Не исключено, что мы – самая широко обсуждаемая компания в мире, но что касается размера, то мы на самом деле невелики: всего 1500 сотрудников в разных странах мира. Так что экономия минимальная. Но мы так поступаем, потому что аутсорсинг дает нам возможность сосредоточиться на своей основной деятельности. Мы хотим все свое внимание сфокусировать именно на ней.
Каковы методы вашего сотрудничества с ОЦО?
Финансовая служба работает с тремя партнерами: стороной, в которой местные бухгалтеры отвечают за то, чтобы наши финансовые обязательства перед государством были выполнены в полной мере, стороной, которая организует финансовые процессы в разных странах мира, и стороной, которая занимается контролем и приведением всех наших процессов и документов в соответствие с требованиями локального законодательства (compliancy partner). Мы работаем так с самого начала. Наша компания еще совсем молодая, и теперь, когда мы чуть осмотрелись, мы поняли, что надо искать одного глобального партнера, который взял бы на себя все эти процессы. Сейчас у нас имеются отдельные сервисные договоры с каждой стороной, и мы хотим улучшений в этой области. Пока что мы находимся в процессе поиска такого глобального партнера.
Как оцениваете эффективность передачи услуг на аутсорсинг?
Система аутсорсинга нашей непрофильной деятельности работает прекрасно. Мы соблюдаем законы государств, в которых работаем, и наши финансовые транзакции проходят без сучка, без задоринки. Таким образом, все идет хорошо, но, как мне кажется, мы могли бы еще поработать над сокращением расходов. Тогда все было бы еще лучше.
Что бы могли порекомендовать тем, кто рассматривает вопрос передачи услуг на аутсорсинг, чему стоит уделить повышенное внимание?
Тщательное формализация и регламентация процессов, которые организация хочет отдать на аутсорсинг, - это насущная необходимость. И чтобы осознать это, вам надо достаточно четко разбираться в данных процессах и анализировать их. Пусть требуется время и подготовка – но это решающий момент для достижения успеха. Добавлю, что организация никогда не должна отдавать на аутсорсинг свою профильную деятельность. Вы должны быть в курсе всех ее деталей, чтобы иметь возможность должного контроля.
По материалам исследования BDO Netherlands «Аутсорсинг и ОЦО: опыт лидеров»