Руководитель отдела по работе с клиентами
Когда в России начался режим самоизоляции, из офиса ушли все бизнес-процессы, в том числе найм и адаптация персонала.
За время вынужденного дистанционного режима отдел по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing провел 15 собеседований и нашел трех сотрудников. Юлия Барнатович, руководитель отдела, делится новым опытом поиска работников и рассказывает, к каким изменениям нужно быть готовым.
Смиритесь с новыми реалиями
Сегодня многие эксперты говорят о том, что рынок соискателя превратился в рынок работодателя, однако это не совсем корректно. Действительно во время пандемии компании сокращали свои расходы, старались автоматизировать процессы, более пристально отслеживали дублирующие функции. Однако не торопились расставаться с ценными сотрудниками. Поэтому говорить о том, что во время кризиса рынок заполнился высококвалифицированными кадрами, довольно сложно. Я советую работодателям быть готовым к необходимости дополнительно обучать новичков команды и не тешить себя иллюзиями о том, что во время кризиса можно за меньшие деньги найти крутых специалистов, которые оказались в безвыходном положении.
Обновите свои анкеты
После снятия ограничений не все компании тропятся вернуться в офис: кто-то ожидает вторую волну коронавирусной инфекции, а кто-то нашел для себя преимущества удаленной работы и решил навсегда отказаться от офиса. В любом случае подход к подбору персонала, пускай не значительно, но изменился. Поэтому я рекомендую пересмотреть свой подход к подбору персонала.
Мы решили отказаться от части офисных площадей, в связи с чем многие наши работники стали работать дистанционно. И если текущий перевод на т.н. удаленку для сотрудников оказался вынужденной мерой, то новых членов команды мы бы хотели видеть уже подготовленными к новым реалиям. Теперь помимо привычных вопросов, которые мы задавали на собеседовании, мы уточняем, подходит ли рабочее место специалиста к такому виду работы, насколько комфортно ему будет существовать в новом режиме.
Мы стали более пристально смотреть на то, как соискатель справляется со сложными ситуациями. Например, просим представить, что ему звонит клиент и кричит о том, что его коллеги снова сделали кучу ошибок, это не может больше продолжаться. В условиях дистанционной работы нет возможности быстро подойти к работникам своего отдела и уточнить, что могло произойти накануне, а ответить на обвинения нужно молниеносно.
Стоит отметить еще один важный момент: на примере своих работников мы видели, что кому-то тяжело перестроиться на новый формат работы, а кризисные ситуации – это всегда стресс, к которому тоже, как оказалось, не все были готовы. Поэтому теперь помимо клиентоориентированности и других важных навыков, которые должен иметь специалист отдела по работе с клиентами, мы ищем наличие антихрупкости и самоорганизации.
Пересмотрите критерии отбора
Кроме внешнего вида и умения правильно отвечать на вопросы, которые ценились на традиционных очных собеседованиях, всегда была важна подготовка кандидата к интервью. Сейчас мы стали обращать больше внимания на другие аспекты, помимо того, узнал ли потенциальный сотрудник что-то о компании, внимательно ли прочитал вакансию. О многом говорит место, которое выбрал соискатель, насколько подготовился технически. Например, один из кандидатов подключился к собеседованию из торгового центра. Вокруг ходили люди, играла музыка, а потом и вовсе в ТЦ началась эвакуация. Это собеседование мы прервали спустя 15 минут после его начала и не были готовы его продолжать.
Также мы обращаем внимание на то, подключился ли человек заранее, чтобы проверить качество звука и соединения или уже после старта собеседования начал настраивать расположение своей камеры и пытаться решить технические проблемы.
Не забудьте про процесс адаптации
Если вы решили взять сотрудника в штат, не забудьте, что, несмотря на комфортные домашние условия, ему нужна такая же адаптация в коллективе, как и человеку, который приходит в офис. В первый рабочий день я пишу на весь отдел письмо с приветствием нового члена команды, потом мы встречаемся в удобное для всех время в Teams, Skype или Zoom с подключением видео, чтобы поближе познакомиться. Да, сейчас мы не можем провести работника по офису и познакомить его с сотрудниками из других отделов, но мы понимаем, что новичку по-прежнему нужна адаптация и помощь на первых этапах его работы. Очень важно, и это отмечают новые сотрудники нашего отдела, поддержка коллег, которую они получают во время адаптации. Слова «коллеги всегда помогут, подскажут, поддержат» не просто так звучат на итоговом звонке с представителем HR после 3-х месяцев работы.
Также мы перевели наш адаптационный семинар в онлайн формат. Теперь представитель HR-департамента и руководители других отделов встречаются с новичками в Zoom-е и рассказывают подробнее о работе компании. Мы стараемся сделать участие максимально комфортным, поэтому участники могут задавать вопросы, включая микрофоны и камеры – так мы создаем имитацию живого общения.
Не забудьте заранее решить проблему технического оснащения. В условиях дистанционной работы сотруднику придется самостоятельно обеспечить себя высокоскоростным интернетом и письменным столом, а вот устройство, с помощью которого ему предстоит работать, должен предоставить работодатель. Убедитесь, что новичку настроили удаленный доступ к нужным ресурсам, а на его устройстве установлено все необходимое ПО. Не забудьте направить список телефонных номеров и email адресов, которые могут оперативно понадобиться: ИТ-службы, административного отдела, HR-департамента и так далее.
Несмотря на снятие ограничений, вернуться к привычному ритму жизни вряд ли удастся. Пандемия серьезно изменила бизнес-процессы, в том числе и работу кадровых служб. Поэтому я рекомендую компаниям пристально посмотреть на свои подходы к поиску, найму и адаптацию сотрудников и скорректировать их с учетом современных требований.
Источник: