руководитель департамента бухгалтерских услуг
Правильное ли решение приняло правительство? Насколько в действительности эффективно работала служба все это время с момента своего создания, и воспринимаете ли Вы такой шаг в качестве некоего послабления регулирования (или все наоборот, контроль станет более жестким)?
Денис Зайцев, советник адвокатского бюро DS Law:
Росфиннадзор существует более 11 лет, и решение о ликвидации службы представляется неожиданным. Ранее Минфин (как курирующее министерство) с негативными оценками деятельности службы не выступал. Однако связывать принятие такого решения только с желанием сократить издержки бюджета вряд ли возможно.
При разделении службы неминуемо появятся трудности, которые в целом могут повлиять на качество выполнения государственной функции. В частности, распределить компетенции службы только между ФНС и ФТС не удастся: к кому-то должны отойти остальные функции, в том числе в части контроля в сфере госзакупок, а также в сфере исполнения бюджета.
Само по себе решение о ликвидации не предопределяет формирования для бизнеса льготного или более жесткого контроля. Однако на практике передача полномочий от одного ведомства к другому часто сопровождается увеличением числа претензий к бизнесу, что, в числе прочего, связано с тем, что вновь назначенные контролеры принимают дела, "набивают руку".
Анна Кунегина, заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли»:
На мой взгляд, выносить окончательный вердикт о «полезности» или «вредности» принятого решения рано. Упразднение Росфиннадзора не означает отказа государства от исполнения функций и осуществления контроля, которым занималась эта служба. Согласно Указу Президента, все эти функции переданы Федеральному Казначейству, за исключением валютного контроля, который поделили между собой налоговики и таможенники.
Про "плюсы" этого решения нам уже рассказали его инициаторы. Попробуем разобраться в "минусах". Возможно, упразднение Росфиннадзора будет означать всего лишь переподчинение его сотрудников другим федеральным службам. В этом случае ни о каком ослаблении госконтроля, введении саморегулирования не может быть и речи.
Что касается внешнего контроля аудиторских организаций, осуществляющих аудит так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов (т.е. компаний, перечисленных в пункте 3 статьи 5 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности"), которым Росфиннадзор занялся сравнительно недавно (в 2012 году), то, несмотря на ежегодные бравые отчеты об эффективности проводимого им контроля, пользователи отчетности вряд ли почувствовали повышение качества аудиторских услуг. И виноваты в этом отнюдь не только сами аудиторы, которым теперь приходится отвлекаться на подготовку и предоставление документов не только для контроля в саморегулируемую организацию, членами которой они являются, но и чиновникам госслужбы. При этом саморегулируемые аудиторские организации неоднократно отмечали задвоение функций внешнего контроля, усиление давления на аудиторов.
Тем не менее, обязанность проходить внешний контроль качества со стороны не только саморегулируемой организации, но и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору остается в российском законодательстве об аудите (статья 10 части 2 и 9). А это значит, что среди государственных органов будет найден тот, которому поручат и дальше контролировать качество аудита.
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис":
На мой взгляд, в положении о Росфиннадзоре закреплено много функций, которые дублируются с функциями других ведомств. В частности Росфиннадзор:
осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
осуществляет в установленном Службой порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;
осуществляет в установленном Службой порядке анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Указанные функции так же присущи Федеральной налоговой службе и Казначейству. Поэтому нет никакого смысла дублирования.
Их специфических можно выделить лишь две:
осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
утверждать общие требования к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Однако из-за этих двух функций содержать лишний аппарат службы крайне накладно.
Дмитрий Коваленко, руководитель департамента бухгалтерских услуг BDO Unicon Outsourcing:
С недавнего времени основные функции Росфиннадзора, а именно контроль соблюдения валютного и бюджетного законодательства, перешли к ФНС и ФТС. Таможенники и налоговики отныне будут самостоятельно заниматься взысканием штрафов по выявленным валютным нарушениям.
Пока остается подвешенным вопрос, какие ведомства возьмут на себя надзорные функции. В связи с этим последствия ликвидации Росфиннадзора для бизнеса оценить непросто.
Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются импортеры и компании, основным видом деятельности которых является внешняя торговля. Штрафы за нарушения валютного законодательства несоизмеримо высоки: как правило, они могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей за каждую транзакцию.
С этим напрямую связана большая задолженность Росфиннадзора (по данным Счетной палаты, служба – рекордсмен по дебиторской задолженности). На момент ликвидации Росфиннадзора размер его невозвратного долга составлял 83,6%.
Выходом из сложившейся ситуации может стать не только оптимизация процессов, но и пересмотр величины штрафов. Если эта величина будет соразмерна издержкам, связанным с причиной наложения взысканий, большее количество компаний будут в состоянии их выплачивать. Это положительно повлияет и на бизнес, и на состояние государственного бюджета. Остается ждать информации о том, изменятся ли размеры штрафов в будущем, и насколько ощутимо это будет.
Источник: