Директор департамента по работе с клиентами
Знать матчасть
Для начала определите, есть ли конфликт на самом деле. Ситуация можно признать конфликтной, если:- возникли противоположные точки зрения или пути решения по одному и тому же вопросу;
- активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
- активные участники рабочего процесса постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.
Проверьте, на какой из трех фаз конфликта вы сейчас находитесь:
- Осознание: участники замечают, что их позиции по обсуждаемому вопросу расходятся и пытаются убедить друг друга, что именно их точка зрения или предложение верны.
- Стратегия: стороны понимают, что легко договориться не получится, и выбирают линию дальнейшего поведения.
- Действие: стороны предпринимают действия в соответствии с выбранной стратегией и в зависимости от конечной цели.
Понять причину
Выбрать верную стратегию
Американскими психологами К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации, согласно которым существует пять возможных стилей поведения:
1. Уклонение или Черепаха
Стремление всеми способами уклониться от конфликта, нежелание или невозможность принять решение здесь и сейчас. Возможно вопрос или ситуация, которая привела к конфликту, не является для вас принципиальной, вы не считаете нужным тратить на ее решение время и силы. Или вам нужно время, чтобы сформировать позицию. В первом случае вы можете сменить тему разговора или просто отказаться продолжать разговор. Во втором – взять паузу и вернуться к вопросу позже, приняв решение и подготовив аргументы в защиту своей точки зрения. Помните, что нерешенный вопрос рано или поздно вновь появится, и вам все равно придется его решать.
2. Приспособление или Медведь
Стремление смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, приспособиться к ней. Если вы видите, что для второго участника обсуждаемый вопрос чрезвычайно важен, а для вас нет, то можно использовать этот подход. Жертвуя своими интересами, можно смягчить конфликт и не испортить отношения. Люди, которые умеют приспосабливаться в любой ситуации, очень удобны и часто нравятся окружающим, но будьте аккуратны: не стоит все время принимать точку зрения оппонента, иначе можно окончательно потерять авторитет и прослыть человеком без собственного мнения.
3. Противостояние или Акула
Стремление выйти на открытую конфронтацию, чтобы добиваться осуществления собственных интересов. Такая тактика сработает только в том случае, если у вас достаточно воли к победе, вы готовы пожертвовать хорошими отношениями, добиваясь своей цели в ущерб другим, и не боитесь прослыть монстром, действуя агрессивно и настойчиво. Данная стратегия очень энергозатратна, ее стоит выбирать только когда победа – единственно возможный для вас вариант.
4. Сотрудничество или Сова
Стремление к сотрудничеству, реализации участниками конфликта собственных интересов путем поиска совместного решения. В этом варианте обе стороны активно участвуют в разрешении конфликта, внимательно прислушиваясь ко второй стороне. Будьте готовы к тому, что достижение согласия потребует времени и хороших навыков ведения переговоров. Оптимальный вариант, когда обе стороны озвучивают свои интересы и потом их вместе обсуждают. Таким образом, конфликт сходит на нет.
5. Компромисс или Лиса
Стремление к поиску компромисса, урегулированию разногласия на основе взаимных уступок. При таком варианте обе стороны идут на уступки, частично выполняя желания оппонента, учитывая интересы друг друга. В итоге никто не получает полного результата, но это может быть единственным вариантом, когда все остальные способы уже испробованы и не привели к решению ситуации.
Проработать
Проявляйте уважение. Не стоит говорить, что оппонент поступает неправильно. Лучше сказать о своих чувствах. Объясняя свою позицию, используйте «я-высказывания»: вместо фразы «ты меня достал» скажите: «я расстроен сложившейся ситуацией».
Старайтесь говорить чётко и понятно, тщательно подбирайте слова, чтобы избежать двусмысленности. Избегайте использования конфликтогенов, то есть слов или действий, которые провоцируют или усугубляют конфликт. А также обращайте внимание на конфликтогены, которые использует ваш оппонент, и не поддавайтесь.
К конфликтогенам относят:
- незаслуженные и унизительные упреки;
- настойчивые советы, поучения;
- негативные обобщения, навешивание ярлыков;
- неуместная ирония, юмор в адрес оппонента;
- оскорбления;
- постоянное перебивание.
Выбирайте правильную стратегию, отстаивайте свои интересы и позиции и помните, что лучший конфликт – его отсутствие. Старайтесь достигать своих целей, не доходя до конфронтации.