руководитель отдела кадровых услуг
Руководитель столичного департамента труда и социальной защиты Владимир Петросян заявил, что службу занятости ждут реформы. Уже скоро на помощь москвичам, ищущим работу, придут персональные кураторы.
Как дела на бирже
На сегодняшний день в московской службе занятости зарегистрированы всего 44 тысячи москвичей. В разгар кризиса официальный уровень безработицы в столице – 0,6 %, один из самых низких в стране. Однако представители рекрутинговых компаний утверждают, что в конце прошлого года работу или подработку искали по меньшей мере 1,5 млн жителей города!
Эксперт рынка труда Николай Рыжков объясняет такой разрыв между официальной статистикой и реальным положением дел тем, что на государственной бирже труда регистрируется менее 20% безработных, предпочитая более эффективные способы трудоустройства. Повысить качество работы московская служба занятости намерена с помощью института кураторства.
За каждым безработным закрепят сотрудника, который поможет в поиске работы с учётом специальности и пожеланий москвича. «Соискатель в центре занятости не должен бегать из кабинета в кабинет. Здесь вас зарегистрируют, затем надо будет пройти психологическое тестирование. Осведомиться о профессиональном обучении и переподготовке. Человек должен попасть в руки одного универсального специалиста, который будет заниматься им в процессе поиска работы», – поясняет цель реформы Петросян.
Доход кураторов будет зависеть от количества трудоустроенных, учитывая осложняющие факторы, такие как редкая специальность или недостаток опыта. За своих «подопечных» сотрудники службы занятости будут отчитываться перед руководством. По мнению эксперта, это стимулирует кураторов оказывать безработному всестороннюю поддержку, а не просто выписывать ему пособие.
Служба занятости
Чтобы подготовить специалистов-универсалов, на переобучение направят более полутора тысяч сотрудников службы занятости. Генеральный директор одного кадрового агентства Юрий Кондратьев считает, что проект может дать результат, если полученные персоналом знания не будут оторваны от реальности. «Важно научить безработных грамотно проходить собеседования. К тому же познакомить с этикой взаимоотношений с рекрутером. Это позволит повысить культуру поиска работы и взаимоотношений с работодателем, что в долгосрочной перспективе снизит безработицу», – полагает он.
Плоды может принести и зависимость дохода кураторов от результата. HR-директор Зулия Лоикова отмечает, что подобная коммерческая модель эффективна, и в итоге центры занятости превратятся в государственный аналог кадровых агентств.
Депутат Госдумы Виталий Золочевский, напротив, полагает, что нет смысла дублировать частные рекрутинговые компании. По его мнению, первостепенной задачей для службы занятости должно стать создание федеральной биржи труда. «У нас до сих пор в каждом крупном муниципалитете своя служба занятости, не связанная с другими регионами. Безработные, готовые к смене места жительства, просто не знают о том, что в другом регионе есть хорошая вакансия», – возмущается он. Политик считает инициативу бесполезной, поясняя, что тот, кто действительно хочет работать, в опеке куратора не нуждается.
Только без паники
Действительно, даже квалифицированный куратор не способен помочь тем, кто апатично относится к собственному трудоустройству или встал на учёт по безработице только ради пособия. А таких среди «официальных» безработных, увы, немало. «Весь мой опыт работы со службой занятости показывает, что оттуда приходят безынициативные люди!» – комментирует предприниматель Александр Симонцев. Он пытался на базе центра занятости создать бесплатные курсы переподготовки, которые помогут если не обучить, то хотя бы выявить тех, кто готов трудиться. Но из 60 заявленных участников на занятие явились только пятнадцать. Пассивность людей отмечает и бизнес-тренер Алёна Август. «Вместо того чтобы учить людей самостоятельности, специалисты службы занятости намерены вести их «за руку». Такой подход не гарантирует успех», – считает она.
Руководитель отдела кадровых услуг одной аутсорсинговой компании Зульфия Юпашевская обращает внимание: «Служба занятости нередко бессильна ещё и потому, что на рынке труда нет подходящих вакансий!» Однако в ряде случаев поддержка квалифицированного куратора может быть полезна.
Люди старшего поколения, которые всю жизнь проработали на одном предприятии, а во время кризиса попали под сокращение, не всегда знают, где искать информацию о вакансиях. Им трудно сразу понять, как устроен процесс найма и как правильно вести себя на собеседовании, чтобы показать свои положительные стороны. Если куратор научит таких соискателей грамотно составлять резюме и проходить интервью, это поможет последним найти работу.
Источник: