руководителем отдела охраны труда
– Анна, расскажите, для чего в компании нужен специалист по охране труда?
– В организации, где работают более 50 человек, обязательно должен быть специалист по охране труда (это обязательное требование нашего законодательства). Он регулярно отслеживает изменения законов, обучает сотрудников своей компании и заказчика, проводит оценку условий труда, медицинские осмотры и расследует несчастные случаи. В случае внештатной ситуации собирает комиссию, которая проводит т.н. «расследование»: оформляет материалы по инциденту и передает их в соответствующие госорганы.
– А какие могут быть «инциденты»?
– Девушка бежала по лестнице (что на языке бюрократии называется «пренебрежение требованиями личной безопасности»), потеряла равновесие и упала, сломала руку или, ударившись о стеклянную дверь, получила сотрясение мозга. Последствия несчастных случаев самые разные: внеплановая проверка трудовой инспекции, административная и уголовная ответственность. В моей практике было только привлечение работодателя к административной ответственности, закончившееся небольшим штрафом, ну и внеплановые проверки, естественно.
Порой мне приходится сталкиваться и с профессиональными заболеваниями. Они вызваны воздействием химических факторов, пыли, физических факторов, перенапряжением, действием биологических факторов (инфекционные и паразитарные).
– Что происходит, если у сотрудника обнаруживается профессиональное заболевание?
– В такой ситуации компания проводит расследование. Вред, причиненный работнику, компенсируется различными выплатами (единовременная, ежемесячная и оплата реабилитационных мероприятий). Все выплаты производятся за счет ФСС. Сумма компенсаций зависит от зарплаты работника.
– Наверняка вы часто становитесь свидетелем споров между работодателем и сотрудником?
– Защита прав сотрудника действительно часто расходится с защитой интересов организации. Поэтому для компании специалист по охране труда – это человек, исправляющий недочеты работодателя, а для работников – тот, кто стоит на страже их прав.
– Получается, он оказывается меж двух огней. А как удается разрешить конфликты?
– Спорные ситуации возникают довольно часто. Но со всеми можно вести диалог. Как правило, конфликт удается погасить на этапе обращения к специалисту по охране труда. Сотрудники получают возможность выговориться, быть услышанными, донести до работодателя свои требования цивилизованно. Специалист по охране труда здесь играет роль модератора. Он может организовать диалог работника и представителя работодателя, объяснить каждому, каковы риски в том или ином случае, помочь найти решение, которое устроит обе стороны.
– Надеюсь, на этом сложности заканчиваются…
– К сожалению, сложности встречаются регулярно. Проблема может возникнуть из-за двоякой трактовки законов. Порой бывает сложно убедить клиента выполнять требования, предписанные регуляторными органами. Наши сотрудники всегда рассматривают наихудший вариант развития событий, поэтому клиенту предъявляется много требований, связанных с безопасностью работников. Ведь в ряде случаев может наступать не только административная или материальная ответственность, но и уголовная. Некоторые компании воспринимают эти требования в штыки. Многое зависит от конкретного работодателя и его сознательности. Иностранные компании почти всегда выполняют рекомендации специалиста по охране труда, а наши соотечественники порой полагаются на «авось». Но в целом тенденция положительная: российский малый и средний бизнес демонстрирует, что старается соблюдать требования законодательства.
– Как провести скучный инструктаж таким образом, чтобы сотрудники оказались вовлечены в процесс и извлекли из него максимум пользы?
– Не делать его скучным. Мы стараемся использовать в информационных справках смешные ситуационные картинки, рисовать для них мультики, проводить интерактивные мастер-классы, викторины, игры. Кроме того, мы помогаем нашим клиентам запускать целые программы мотивации. Например, один из клиентов решил внедрить систему поощрения за соблюдение правил по охране труда. Все сотрудники компании будут разделены на несколько команд и станут соревноваться между собой. За невыполнение каких-либо правил работники будут получать штрафные баллы. В Интранете клиента будут подводиться промежуточные итоги и регулярно обновляться рейтинг команд. Еще один из наших клиентов проводит среди сотрудников конкурс видеороликов о соблюдении правил дорожного движения. Их можно снимать любым доступным способом и размещать в группе клиента в соцсетях. Победитель, получивший наибольшее число голосов, получит ценный приз.