директор по стратегическому развитию
Ученые Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете и Лондонской бизнес-школы изучили опыт людей, которые добровольно участвовали в социальных проектах, а потом рассказывали об этом, говорит Джонатан Берман, доцент кафедры маркетинга Лондонской бизнес-школы и один из авторов исследования. Существуют нюансы в том, кто и чем хвастается. Если инвестиционный банкир рассказывает, что разливал суп для бездомных в благотворительной столовой, его станут считать большим альтруистом – хотя это явная похвальба. Но если социальный работник сообщит то же самое, это никоим образом не изменит мнения о нем окружающих.
Хвастовство будет производить впечатление, если оно изменит стереотипные суждения людей о вас, объясняет Берман. Социальные сети – идеальная площадка для тех, кто любит похвастаться, но это может стать и проблемой, продолжает он. Пост на Facebook о том, как прошел ваш день в благотворительной столовой, не оставит равнодушным нескольких друзей, а у других вызовет раздражение. Трудно оценить эффективность такой «саморекламы», говорит Берман. Если кто-то откликнулся на пост о столовой, чтобы сделать пожертвования в ее пользу, – это можно считать положительным результатом.
Личный опыт
«Когда у меня случаются публичные выступления, я с удовольствием рассказываю о своих путешествиях, вспоминаю студенческие годы. Конечно, я говорю о себе в положительном ключе, ведь было бы странно использовать трибуну для самобичевания», – говорит Андрей Арно, руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации. Слушатели перестают видеть в выступающем обычного транслятора знаний, а это вызывает неподдельный интерес, что, в свою очередь, конвертируется в долгосрочные отношения, уверяет Арно. Главное условие таких лирических отступлений – говорить правду. Все, что рассказывает Арно, основывается на реальных событиях, имевших место в его жизни: «Я знаю нескольких бизнес-тренеров, которые погорели на использовании чужих баек. Поэтому главное условие для интересного рассказа о себе – наличие реально интересного жизненного опыта».
Рассказывать только о работе, даже если вы выступаете перед бизнес-аудиторией, – ошибка, стоит вкратце сообщать что-то личное, может быть даже о своих слабостях и просчетах, – тогда и хвастовство будет воспринято более позитивно, убеждены исследователи.
Любая встреча менеджера по продажам с потенциальным заказчиком подразумевает хвастовство собственным опытом, говорит Людмила Шустерова, директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing. Но полезно поделиться и личными впечатлениями, уточняет она: «Однажды я рассказала о том, как путешествовала по Австрии на велосипеде, топ-менеджеру компании, с которым только что познакомилась». Этот рассказ вдохновил ее собеседника отправиться в похожий тур. А компания получила нового клиента.
Учиться у комиков
Когда вы говорите о себе и своих заслугах – иронизируйте над собой, рекомендует Виталий Градобоев, консультант по презентациям. Вам нужно показать не только лицевую сторону успеха. Такой прием постоянно используют стендап-комики. Учитесь у них. Если вы хвастаетесь своими клиентами и какими-то удачными историями, с ними связанными, расскажите сначала о клиенте, с которым вы не стали работать: объясните, почему вы приняли такое решение и как вам было сложно. Категория достижений относительна – и все хорошее воспринимается таковым только на контрасте с ошибками и неудачами, считает консультант.
Хвастаться вообще-то плохо, но иногда это очень весело, говорит Михаил Умаров, управляющий партнер агентства Comunica. Однажды на встрече у клиента он сказал, что раньше работал в «Вымпелкоме». «А вы знаете, что там был парень, который написал книгу про PR?» – спросил клиент. «Да, знаю – и этот парень я!» – ответил Умаров. Потом он написал об этом случае в фейсбуке и очень повеселил всю свою ленту друзей. «Заодно похвастался книгой еще раз. По-моему, такие истории никого не раздражают, не вызывают отторжения, потому что здесь есть элемент юмора», – замечает он.
Выбрать тему
Хвастовство, которое вызывает желание подражать, совершенствовать себя, меняться к лучшему, – самое социально приемлемое, убеждена Оксана Рустамова, заместитель гендиректора консалтинговой компании Intellectual Capital: «Такое хвастовство идет на пользу репутации и в целом благотворно для общества». А вот абсолютно неприемлемо хвастаться благотворительностью, это дурной тон, считает она. Точно такой же моветон – бахвальство внешностью или деньгами: это часто вызывает не желание подражать, а банальную зависть, добавляет Рустамова.
Дмитрий Голдов, гендиректор GetIntent, – чемпион турниров по интеллектуальным играм и любит похвастаться этим. «Это помогает мне прослыть в любой компании эрудитом, а в начале карьеры – отпрашиваться с работы на те же турниры», – объясняет он. А еще Голдов часто рассказывает о своем опыте похудения на 25 кг. И это хорошая тема для хвастовства, считает он, поскольку свидетельствует о его целеустремленности и умении сохранять жизненный тонус, в том числе для поддержания работоспособности.
Бонус для слушателя
Хвастовство полезно лишь тогда, когда оно подкреплено уверенностью в себе и признанием целевой аудитории, предупреждают консультанты. «В основном же приходится сталкиваться с напыщенностью и надуванием щек на пустом месте – и это очень неприятно, даже если место и не совсем пустое», – замечает Рустамова.
Чтобы хвастовство было воспринято позитивно, нужно спросить себя: а какой бонус в нем для слушателя, говорит Алексей Жебелев, сооснователь Onlinetours.ru. Рассказы о том, что вы купили новый автомобиль или только что закрыли хорошую сделку, прозвучат уместно в кругу любителей авто, богачей и дельцов. Совсем по-другому – в компании старых школьных друзей, у которых доходы в разы ниже и которые никогда не закрывают сделок.
Высший уровень хвастовства – хвалить не себя, а достижения своих близких, друзей, коллег и подчиненных, убежден Михаил Симонов, президент Российской ассоциации маркетинговых услуг.
Так есть ли надежный способ похвастаться и повысить свою репутацию? Да, убежден Берман: найдите кого-то, кто сделает это за вас.
Источник: