директор по стратегическому развитию компании
Главная обязанность поставщика заключается в том, что поставщик отдает товар покупателю и получает за это деньги. Нужно отметить, что данный процесс имеет массу подводных камней и сопряжен с несколькими правовыми моментами. В качестве регуляторов процесса поставки выступают нормы из параграфа 3 главы 30 Гражданского Кодекса «Поставка товаров», а также параграфа 1 главы 30 Гражданского Кодекса, где говорится о купле-продаже, так как поставка может являться разновидностью продажи. Помимо прочего, при урегулировании споров можно применять положения главы 22 Гражданского Кодекса «Исполнение обязательств».
Обязанности поставщика:
- Поставщик передает (производит отгрузку) продукцию покупателю или лицу, которое получает товар. Важный момент: нужно непосредственно обозначить лицо, которое будет этот товар получать, или детально оговорить форму составления отгрузочных разнарядок (кто ставит подпись в документе, какие реквизиты указываются). Если не оговорить все детали, то, вполне вероятно, что возникнут споры о законности ваших актов.
- Поставщик доставляет товар в обозначенное место или передает товар перевозчику/ cлужбе доставки. Здесь важно зафиксировать переход прав собственности и пояснить: кто теперь несет ответственность за товар. В случае международных сделок предприниматели широко пользуются правилами ИНКОТЕРМС. Кстати, ИНКОТЕРМС может использоваться и в поставках по России (это разрешает п. 5 ст. 421 Гражданского Кодекса). Место, которое вы укажите в своем договоре, окажется определяющим в понимании того: какой суд будет заниматься вашим иском. Согласно пункту 4 ст.атьи 36 Арбитражно-процессуального кодекса РФ иск принимается в месте исполнения договора.
- Товар должен быть поставлен в указанный срок. Как говорится в статье 506 Гражданского Кодекса, честное выполнение этого условия представляет собой фундамент для построения успешного сотрудничества между контрагентами.
- Поставщик обязуется поставить определенное число товара. Кроме того, поcтавка должна быть осуществлена в должном качестве и ассортименте. Поскольку любой покупатель рассчитывает получить именно то, что заказывал. Много проблем возникает на почве того, что иногда покупатель или поставщик не могут доказать сам факт поставки. То есть договор поставки был составлен не правильным образом, в результате чего контрагенты столкнулись с массой проблем.
Пример:
фермерское хозяйство (продавец) обязалось передать другому фермерскому хозяйству (покупателю) продукцию. В доказательство того, что передача была осуществлена, истец-продавец показал расходную накладную и доверенность на товар. Но ответчик убеждал, что никакой продукции не получал, доказывая честность своих слов тем, что довольно часто оказывал для истца услуги по хранению товара. Впрочем, суд посчитал аргументы ответчика довольно хлипкими.Получение товара обычно проходит несколько стадий проверки.
Первая стадия: товар вносится в весовой книге – здесь фиксируют факт того, что поставщик произвел завоз товара в компанию-покупатель.Вторая стадия: на складе товар проверяется еще раз в присутствии поставщика.
Третья стадия: бухгалтерия компании составляет акт приемки продукции, где отражаются точные данные о полученной продукции. Все выше обозначенные документы и будут подтверждать получение покупателем товара.
Людмила Шустерова, директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing:
«Для любой компании передача определенного перечня услуг на аутсорсинг имеет свои риски. Речь здесь не о поиске клининговой службы или поставщика офисной мебели, а о тех провайдерах, чья зона ответственности может повлиять на ваши отношения с клиентом: готовы ли вы, например, пожертвовать прибыльным контрактом из-за ошибки подрядчика? Во сколько вам обойдутся невыполненные обязательства?
Управлять операционными рисками в данном случае поможет service level agreement (SLA) – письменное соглашение об уровне предоставляемых услуг. Этот документ обычно включает в себя требования к ежедневной работе подрядчика: в течение какого времени вы будете получать ответ на свои письма и звонки (особенно актуально для провайдеров других регионов с разницей в часовых поясах), насколько быстро должен быть обработан ваш запрос, когда вы получаете товар (если речь идет о поставках), какой должна быть форма отчетности: ежедневная, еженедельная или ежемесячная, какое количество ошибок допустимо, на сколько дней выполнение обязательств может было отсрочено, а при каких условиях в силу вступают штрафные санкции.
Когда вас не устраивает работа провайдера, вы всегда можете его сменить, но здесь есть свои сложности: каждый раз вашей компании придется заново проходить адаптационный период, вводить в курс дела своих бизнес-процессов новую команду и так далее. Поэтому я рекомендую иметь некий список «запасных игроков», который позволит вам малой кровью сменить провайдера. К примеру, год назад вы объявили тендер, получили ценовые предложения, составили шорт-лист из наиболее подходящих компаний. Выбирая победителя тендера, постарайтесь сохранить связь и с другими компаниями, чьи предложения вас заинтересовали. Обсудите возможность продолжить переговоры на тех же условиях спустя какое-то время. Если поставщик, которого вы в итоге выбрали, вам не подойдет, вам не придется заново объявлять тендер, сравнивать новые предложения, организовывать десяток встреч и так далее. Вы уже знакомы с ценовой политикой и сотрудниками тех или иных компаний, которые, в свою очередь, в курсе специфики вашего бизнеса и знают ваши требования».
Вывод:
Единственное, что может гарантировать вам поставку товара точно в срок - это хорошо составленный договор поставки. Чем тщательнее он будет проработан, тем лучше. Это поможет вам в дальнейшем уверенно отстаивать свою позицию в разговоре с самим поставщиком, а также, в случае необходимости, сэкономит вам время и деньги в судах.Источник: bgoal.ru