руководитель отдела кадровых услуг
А вот и я! Не ждали?
Причины увольнения по собственному более или менее ясны. Смена профессиональных интересов, вожделенная должность, хороший доход, обещание головокружительных перспектив – всё это заставляет нас задуматься о поиске нового работодателя. Но почему же спустя короткое время некоторые идут с повинной к прежнему боссу и просят вернуть всё на круги своя?«Самая распространённая ситуация – сотрудника переманивают высокой зарплатой. Однако позже специалист обнаруживает ряд условий, которые его не устраивают. Скажем, компания не готова сдвигать его график на более ранние часы, чтобы он успевал заезжать за ребёнком в детский сад. Или речь идёт об узком специалисте, который привык работать с чётко сформулированными задачами. А персонал нового работодателя не умеет формулировать условия, и сотрудник вынужден работать ещё и постановщиком задач, – комментирует Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. – Порой люди сознательно делают перерыв на учёбу, иногда уходят, чтобы попробовать себя в новом качестве, и потом возвращаются».
Поводов для возвращения на старую работу предостаточно. Главное – правильно объяснить случившееся экс-начальнику, который может либо дать вам второй шанс, либо ответить решительным отказом.
Алле Зариповой, директору по развитию бизнеса Iceberg Analytic, удалось убедить босса снова оформить ее в штат после увольнения.
«Решение о повторном приёме было принято на уровне руководителя, поэтому сложностей с кадровой службой не возникло. Коллеги восприняли моё возвращение хорошо, так как коллектив был дружный, а моя профессиональная репутация ни у кого не вызывала сомнений. Никаких ухудшений работы после возвращения не заметила», – вспоминает Алла Зарипова.
Опираясь на свой опыт, эксперт советует честно рассказать прежнему начальнику, почему вам не подошла новая работа.
В большинстве случаев руководителям возвращение подчинённого на руку – остальные сотрудники поймут, что фирма, в которой они трудятся, конкурентоспособна, и нет смысла искать более выигрышный вариант на стороне.
Отношение босса и коллег
Дальновидные начальники вторично оформляют специалиста в штат, понимая, что побывав по другую сторону баррикад и вернувшись в родные пенаты, он вряд ли вновь захочет менять работу.«Я не считаю, что уволившийся сотрудник провинился. Мы все имеем право пробовать в жизни что-то новое: учиться, уходить в другую компанию на более интересную позицию, осваивать иные сферы деятельности. Если на новом месте у специалиста что-то не сложилось, мы принимаем его обратно и понимаем, что его мотивация теперь выше. Он «сходил на сторону» и убедился, что у нас лучше. Если он покинул нас, чтобы получить дополнительные знания, и хочет вернуться, – отлично, такие люди нам тем более нужны», – отмечает Зульфия Юпашевская.
Руководитель проекта HR-аналитики холдинга Банки.ру Валерия Евдокимова подчёркивает тот факт, что работодатель будет расположен к подчинённому, который обоснует причину своего ухода, делая упор на позитивных моментах – желании набраться опыта, попробовать себя в ином статусе. А вот критиковать прежних руководителей и жаловаться на несовершенства новых явно не стоит.
Однако не все начальники настроены к возвращенцам лояльно. Есть и такие, кто воспринимает увольнение по собственному как предательство. Особенно, если специалист «переметнулся» к конкурентам. Однако Роман Алёхин, основатель группы компаний «Орто-доктор», наоборот, считает, что принимать таких работников обратно нужно, ведь они могут принести с собой новые знания и информацию.
«Я возвращал сотрудника, уволенного за то, что он ушёл в запой и месяц не появлялся на работе. Этот человек в моей компании по сей день, чему я очень рад, – делится опытом Роман Алёхин. – Другой случай, когда уходят к конкурентам. Возвращение от них я не рассматриваю как что-то из ряда вон выходящее. Дело в том, что для многих подчинённых моя компания – первое место работы, им не с чем сравнивать. Бывает, что они перемещаются в другие организации, думая, что там лучше. И довольно часто разочаровываются, просятся назад. Если мне нужны компетенции сотрудника, я снова принимаю его на работу».
Важное дополнение – руководство даст добро только такому специалисту, который ушёл красиво и не нанес компании ущерба.
Как увольняться правильно
Не сжигайте мосты и не плюйте в колодец, из которого когда-нибудь придётся пить снова. От того, как вы уйдёте из компании, зависит шанс вернуться туда при необходимости.Запомните несколько важных правил:
- Не выплёскивайте негатив на коллег и руководителя, даже если ваше возмущение справедливо.
- Не критикуйте начальство, общаясь в неформальной обстановке с сослуживцами. Некоторые могут оказаться ябедами.
- До увольнения завершите начатые дела и помогите советом коллегам, которые будут в дальнейшем выполнять ваши задачи.
- Оставьте сослуживцам и руководителю свой номер телефона и электронную почту на случай, если у них возникнут вопросы и они захотят с вами связаться.
«Если позволяет корпоративная культура, принесите торт, устройте прощальную вечеринку и пожелайте всем удачной работы», – рекомендует эксперт.
Эти несложные действия помогут сохранить хорошие профессиональные отношения, что полезно, даже если вы не планируете восстанавливаться на прежней работе.
Как возвращать и возвращаться
Любому руководителю важно понять истинную мотивацию экс-подчиненного, который просит принять его обратно. Действительно ли он осознал ошибку и хочет вернуться, чтобы плодотворно работать, или планирует переждать неблагоприятный момент и снова помахать всем рукой.Роман Алёхин делится своим способом тестирования подчинённых: «Сотрудник может вернуться только в том случае, если в живой ленте нашего корпоративного портала напишет свою историю, указав причины увольнения и то, как работал в других компаниях, проведёт сравнение между конкурентами и нами, а также сообщит, почему желает вернуться. Когда вижу, что он хочет к нам не для того, чтобы пересидеть в поисках нового места, я принимаю решение о возвращении».
Валерия Евдокимова считает, что возвращенцу придётся вновь завоевывать доверие коллег и руководства.
«Для этого нужно максимально выкладываться, привносить что-то новое, обыграть тот опыт, который он успел получить за время работы в другой компании. Важно, чтобы окружающие четко понимали мотивацию его поступка, поэтому рекомендую аргументировано её излагать и говорить как есть, например: «Да, я поработал в другой компании и понял, что здесь я наиболее ценен как сотрудник, что я чувствую значимость и получаю возможность проявить свою индивидуальность. А в большой корпорации я – лишь незаметный винтик», – советует эксперт.
Но не забывайте, что всегда есть риск быть принятым на менее оплачиваемую должность, чем ранее, ведь место уволившегося скорее всего уже занято.
«Бывает и по-другому – вернувшемуся сотруднику предлагают совершенно новую и интересную должность, которая возникла, пока он отсутствовал. Пример: от нас несколько лет назад ушёл высококвалифицированный и ценный специалист по расчету зарплаты. Около года назад он вернулся, но уже на должность менеджера по контролю качества в том же департаменте», – обнадеживает Зульфия Юпашевская.
Возвращаться или нет? Это зависит от конкретной ситуации и ваших профессиональных приоритетов. Если всё же решите войти в одну и ту же реку второй раз, то воспользуйтесь советами наших экспертов и дерзайте!
Источник: