Комментирует Сергей Тиунов,

генеральный директор

Минздрав разослал в подведомственные медучреждения письмо, содержащее призыв к оптимизации рас­ходов. Руководителям ЛПУ предлагается сократить избыточный управленческий штат, а высвободившиеся средства направить на повышение зарплат медицинского персонала. Авторы послания, в частности, ре­комендуют распорядителям больничных бюджетов рассмотреть гипотетическую возможность передачи на аутсорсинг бухгалтерии и HR‑службы. На местах инициативу регулятора восприняли без энтузиазма – в уч­реждениях здравоохранения пока не представляют, как можно с пользой для базового функционала снести административную надстройку. Да и аутсорсинговые компании не спешат браться за исполнение такого невнятного госзаказа.
 
Впервые о масштабной передаче на аутсорсинг непрофильных для ЛПУ функций заговорили чуть боль­ше года назад. Вероника Скворцова, докладывая Правительству РФ о госпрограмме «Развитие здравоохранения в 2013–2020 годы», рассказала о планах по привлечению в отрасль сторонних организаций, способных оказывать сопутствующие немедицинские услу­ги. В конце марта 2014 года Минздрав разослал в регионы свои осторож­ные рекомендации по исправлению «дорожных карт» развития здравоох­ранения. По аналогии с уже апроби­рованным аутсорсингом больничного питания, клининга и транспортных услуг скорой (подробнее о такой практике – в материалах «Элемен­ты питания», VM#14 от 23 сентября 2013 года, и «Храбрые партняшки», VM#3 от 27 января 2014 года), регионам предлагают задуматься о передоверии внешним контрагентам бухгалтерии и кадровой работы.
 
Уже в текущем году аутсорс‑проекты должны реализоваться в шести пилот­ных регионах, надеются в Минздраве, но конкретных адресов не называют. Советник министра здравоохранения по коммуникациям Игорь Ланской пояснил VM, что отклики на рас­сылку с рекомендациями еще только предстоит собрать. А в пресс‑служ­бе ведомства уточнили: единого механизма передачи на аутсорсинг непрофильных административ­ных функций не предполагается – региональные министерства должны продумать, а затем реализовать схему самостоятельно.
 
Инициативы, аналогичные нынеш­ней федеральной, в регионах эпизоди­чески случались и раньше. В 2010 году тогда еще губернатор Калининград­ской области Георгий Боос предло­жил отдать сторонним организациям всю бухгалтерию больниц, так как, на его взгляд, зарплаты главных бухгалтеров и заместителей главврачей по экономике излишне высоки. Как засвидетельствовали в региональ­ном Минздраве, идея в жизнь так и не воплотилась. В Пермском крае в 2010–2012 годах реализовывался проект регионального Минторга «Город бухгалтеров», предполагав­ший передачу на аутсорсинг бухучета краевых и муниципальных орга­низаций, но речь прежде всего шла о социальных и образовательных учреждениях. Обосноваться в сфере здравоохранения «Город бухгалтеров» не смог. «Финансирование медучреж­дений из разных источников – федерального, краевого бюджетов, средств фонда ОМС, доходов от коммерческих услуг – слишком усложняло проце­дуру бухучета на аутсорсинге», – объ­яснила VM начальник профильного управления Минпромторга края Светлана Ременщикова.
 
Бухгалтерия государственных медуч­реждений, действительно, запутанна и непрозрачна. С 1 января 2013 года в связи с переходом на одноканальное финансирование расходами ЛПУ, в том числе ФЗП, распоряжаются руководители медорганизаций. Рам­ки размыты, регламенты условны. Согласно «Отраслевому соглашению по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждени­ям, находящимся в ведении Мини­стерства здравоохранения Россий­ской Федерации, на 2013–2016 годы» от 6 сентября 2013 года, предельная доля расходов на содержание адми­нистративного аппарата не должна превышать 40% от общего объема ФЗП. При этом оклады заместите­лей руководителя больницы и глав­ного бухгалтера устанавливаются на 10–30% ниже должностного оклада главного врача. Координатор общественного движения «Вместе за достойную медицину», врач‑кар­диолог Виталий Иванов настаивает: сведения о заработной плате адми­нистративно‑управленческого пер­сонала являются закрытыми, однако зарплата главного врача, как правило, в 10–15 раз выше, чем у рядового специалиста, и может составлять более 100 тысяч рублей.
 
«Средства фонда заработной платы руководители лечебных учреждений распределяют на свое усмотрение, например, они стимулируют тех или иных работников, обычно представителей администрации, тех же главных бухгалтеров. Как правило, информацию о доле административно‑управленческого персонала в бюджете учреждения главврачи не раскрывают, ссылаясь на закон о защите персональных данных, – говорит генеральный инспектор труда Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Дмитрий Аникин. А уже по поводу инициативы Минздрава добавляет, что с примерами перевода на аутсорсинг бухгалтерии и кадро­вой службы лечебных госучреждений на практике пока не сталкивался.
 
Представители аутсорсинговых компаний примеров сотрудниче­ства с ЛПУ тоже не припоминают. «Взаимодействие с госсектором пока крайне ограниченно, – рассказыва­ет VM руководитель департамента по аутсорсингу бюджетных учреж­дений компании «Интеркомп ЦБУ» Алевтина Кочкина. – На госпред­приятиях существуют либо центра­лизованные бухгалтерии, которые финансируются за счет бюджета, либо собственные службы, а на аут­сорсинг бухгалтерского учета или кадрового администрирования денежные средства не закладыва­ются». По мнению генерального директора компании HR‑Capital Иветты Александровой, отношения сторонних агентов с госпредприя­тиями не складываются в основном по причине «неуверенности кли­ента в стабильности и надежности партнера по аутсорсингу, тем более в медицинской сфере».
 
В регионах, по оценкам участников рынка, аутсорсинг для госзаказ­чика разовьется совсем не скоро. Управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing Сергей Тиунов предпола­гает, что аутсорсинговым компаниям будет сложно конкурировать по сто­имости услуг с собственной бухгал­терией и кадровой службой госуч­реждений, поскольку «стоимость труда в регионах и так невысока». Как отмечает руководитель департамен­та кадрового аутсорсинга компании Intercomp Елена Куцакова, ситуацию осложняет тот факт, что деятельность организаций бюджетного сектора регламентируется не только Трудовым кодексом, но и региональными право­выми актами: «Получается, отдельно взятое учреждение может работать в соответствии с тем или иным локальным документом. Аутсорсин­говой компании придется подстраи­ваться под каждого клиента».
 
Средняя стоимость бухгалтерских услуг на аутсорсе в месяц составляет 70–400 тысяч рублей – в зависимости от масштаба баланса. По оценкам начальника отдела бухгалтерско­го учета и отчетности Минздрава Калининградской области Юлии Названской, затраты на содержание 5–10 сотрудников бухгалтерской или кадровой службы и расходы на услуги аутсорсинговой компании несопоста­вимы: «Аутсорсер должен располагать полным штатом бухгалтеров и эконо­мистов, которые специализируются на бюджетном учете. Это труднореа­лизуемо, учитывая количество лечеб­ных учреждений в каждом регионе. Инициатива передать администра­тивные функции на аутсорсинг пери­одически возникает, но пока никто не смог представить обоснованные расчеты, подтверждающие реальную выгоду и экономический эффект».
 
В том, что аутсорсер сможет предло­жить лечебному учреждению прием­лемые тарифы, сомневается и главный врач саратовского МУЗ «Городская клиническая больница № 8» Юрий Максимов: «Я не представляю, как можно перевести бухгалтерию и кадровую службу больницы на аут­сорсинг, если даже по питанию это не всегда выгодно – у нас койко‑день стоит 70 рублей, а цены аутсорсера как минимум в два раза выше».
 
Тем не менее игроки рынка готовы взяться за эту работу: они убеждены, что если стороны смогут найти ком­промисс в вопросе стоимости услуг, передача административных служб сторонним организациям позволит в перспективе существенно сэконо­мить бюджетные средства.
 
Но и о рисках такой передачи пред­приниматели не забывают. «Аутсор­серу делегируется ответственность за возможные штрафные санк­ции – а это такая статья расходов, которую заранее спрогнозировать нельзя», – говорит Алевтина Кочкина из «Интеркомп ЦБУ». Говоря об адекватности тарифов, Сергей Тиунов из BDO Unicon Outsourcing предлагает помнить о том, что для содержания собственного штата нужны средства не только на ФЗП, но и на уплату налогов, обеспечение соцпакета, закупку оборудования, амортизацию: «Стоимость аутсорсинга в большинстве случаев будет выше чистой зара­ботной платы для штата собственных сотрудников, но если вы добавите к этому все издержки, аутсорсинг будет выгоднее»
 
Источник: http://vademec.ru/



Поделиться:


Подпишитесь на наши материалы
Мы пишем только о самом важном. Вы будете первым узнавать об экономических событиях, которые влияют на ваш бизнес, о том, как сократить расходы, оптимизировать работу компании и принимать верные управленческие решения без погружения в операционные процессы.
Спасибо за подписку!
  • Связаться с нами

    Оставьте обращение в форме ниже, и мы обязательно ответим вам

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

    Обратите внимание: мы работаем только с компаниями на ОСНО. Наши решения не подходят ИП и компаниям на УСНО

  • Image
Отправить заявку
  1. Unicon Outsourcing
  2. Блог
  3. Для наружного применения: аутсорсинг в ЛПУ
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие Юникон БС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен