Иностранный бизнес, имеющий филиалы в России, предпочитает не везти с собой юристов, охрану и менеджеров. Эти функции предприниматели отдают на аутсорсинг, ожидая не столько финансовой экономии, сколько возможности концентрироваться на ключевых задачах бизнеса, не отвлекаясь на непрофильную деятельность.
Согласно совместному исследованию аутсорсингового подразделения группы BDO в России и РБК.Рейтинг, самыми популярными сферами, отданными на откуп российским профильным компаниям, являются сфера услуг, сопровождение программного обеспечения, юридическое сопровождение, охрана, транспорт и логистика, а также подбор и обучение персонала.
Иностранный бизнес уверен, что передавая часть функций на аутсорсинг, он не только улучшает эффективность работы, но и получает доступ к большому опыту провайдера. Об этом заявили 22% респондентов. 19% уверены, что аутсорсинг помогает сконцентрироваться на ключевых задачах бизнеса и сэкономить время руководства. О денежной экономии заявили 11% опрошенных.
Все бизнес-функции делятся на три типа: ключевые и критичные для бизнеса (компетенции, несущие бизнес-идею и конкурентные преимущества, они никогда не передаются на аутсорсинг), неключевые, но критичные (бухгалтерский и
кадровый учет, подготовка финансовой отчетности, подбор кадров, маркетинг и т.п.), неключевые и некритичные (уборка помещений, кейтеринг, охрана, курьерские услуги и т.п.), — поясняет генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России Сергей Тиунов. «Функции третьего типа — первые кандидаты на аутсорсинг в связи с тем, что риски при передаче на аутсорсинг минимальны, организационные изменения незначительны и есть реальная возможность возврата к прежней системе без особых потерь», — говорит он. Вместе с тем растет и рынок аутсорсинга функций второго типа (на 15—20% в год), и по мере накопления успешных примеров аутсорсинга этот рост будет ускоряться.
Популярность аутсорсинга напрямую зависит от размера компании. Наиболее охотно привлекают внешние ресурсы компании с численностью менее 50 человек. Активным спросом у них пользуется «кадровое администрирование» — от оформления виз иностранным работникам до расчета заработной платы.
«Иностранные компании в России часто отдают на аутсорсинг все, с чем не в состоянии справиться небольшой штат представительства, —
ведение бухгалтерского учета, юридическое и PR-обеспечение, рекламу, маркетинг. Кроме того, распространена передача на аутсорсинг транспортных задач и обеспечение работы офиса», — соглашается президент компании HeadHunter Юрий Вировец. Такой принцип работы выбирают компании, штат которых состоит из 10—15 ключевых сотрудников. Последние решают свои задачи с помощью подрядчиков до тех пор, пока не принимают решение о более серьезном развитии бизнеса в России.
Средняя оценка популярности передачи на аутсорсинг внутренних функций иностранных компаний в России Виды аутсорсинга | Средняя оценка* |
Побор и обучение персонала | 6.1 |
IT-инфраструктура, хостинг | 5.9 |
Юридическое обеспечение деятельности | 5.8 |
Транспорт, логистика | 5.8 |
Бухгалтерский учёт (отдельные участки) | 4.4 |
Расчёт заработной платы | 5.1 |
Документальный кадровый учёт | 4.6 |
Бухгалтерский учёт (полностью) | 4.4 |
Call-центры | 4 |
Экономическая и информационная безопасность | 3.2 |
Прочее | 0.3 |
* Обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления.
10-балльная система оценки.