Людмила Шустерова

Заместитель генерального директора BDO Unicon Outsourcing

Российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов очень неоднозначен, и оценить его непросто.

Иногда складывается впечатление, что аналитики всех мастей так и стремятся показать минимальные данные о его объемах. Но это можно оставить на их совести. Единственное, в чем с ними можно согласиться - рынок BPO в России только начал развиваться. И причин для такого медленного по сравнению с остальным миром подъема существует множество.

Как известно, подобные услуги в России стали оказываться с большим опозданием - большинство игроков BPO вышли на отечественный рынок только после 2000 года, в то время как в США первые аутсорсинговые контракты начали активно заключаться уже в 70-80 годах прошлого века.

Кроме того, в отличие от, например, российских поставщиков услуг по аутсорсинговой разработки ПО, компании, занимающиеся BPO, на начальных этапах могли рассчитывать на работу только с внутренним рынком. Отсюда и медленное развитие, и небольшие обороты аутсорсинговых компаний.

Что мешает?

Это только верхушка айсберга. Существуют более глубокие, «ментальные» проблемы, препятствующие развитию рынка аутсорсинга бизнес-процессов в России.
Одна из них – это фрагментарный характер рынка BPO. Так как маржинальность аутсорсингового бизнеса невысока, быстрое увеличение оборота невозможно без активного привлечения внешних инвестиций или слияний с другими компаниями. Именно по этой причине в ближайшие годы можно ожидать большого количества слияний и поглощений на этом рынке.

Также сказывается недостаток культуры управления проектами. В России все еще сложно убедить людей в том, что при грамотном управлении распределенная команда может работать так же эффективно, как и отдел внутри одного офиса. Раздавать поручения сотрудникам, сидящим рядом, довольно просто, а вот работа с аутсорсинговой компанией требует умения планировать и управлять временем. Поэтому спрос на услуги аутсорсинга может быть косвенным показателем менеджерских качеств в той или иной компании.

Теневой сектор экономики – это традиционная российская проблема, которая не может не влиять на BPO. Передача на аутсорсинг бизнес-процессов – это показатель прозрачности бухгалтерии и кадровой политики предприятия. «Серые» компании по вполне понятным причинам предпочитают не прибегать к аутсорсинговым услугам.
Ну и, наконец, глобальное недоверие. Оно распространяется не только на отношения между поставщиками и клиентами, но и на все общество в целом. Согласно ряду исследований, россияне по уровню доверия к людям занимают лишь четвертое место с конца списка представителей стран-респондентов.

Такие данные говорят о многом. И об уровне развития экономики, поскольку бизнес – это вопрос не только денег, но и доверия. И о доверии между кредитором и должником, нанимателем и работником, провайдером и клиентом. Аутсорсинг бизнес-процессов страдает от глобального недоверия в первую очередь, так как он имеет дело с исключительно важной для предприятий информацией.

Изменится ли ситуация в будущем?

Скорее всего, да. Аутсорсинговые компании больше не полагаются исключительно на спрос внутреннего рынка. Это, безусловно, большой шаг вперед, поскольку объем европейского и американского рынка аутсорсинговых услуг не сравним с российским. На настоящий момент Gartner оценивает объем мирового рынка аутсорсинговых услуг в более чем 370 млрд долларов (Gartner, Inc. Forecast: IT Services, 2008-2015, 2Q11 Update. June 16, 2011, российские данные сюда, разумеется, не вошли). Да, Россия не может конкурировать за контракты на низкоуровневые сервисы с самыми крупными поставщиками этих услуг – Индией, Китаем, Латинской Америкой-, поскольку стоимость рабочей силы у нас в несколько раз выше. Однако нет никаких причин для того, чтобы не предложить на международном рынке свои навыки по управлению проектами.

Наблюдается устойчивая тенденция по сращиванию услуг BPO и ITO. Сегодня уже практически невозможно передать бухгалтерию на аутсорсинг без передачи внешнему провайдеру на обслуживание сопутствующих ИТ-систем. Все больше и больше услуг BPO предоставляются в формате «Software as a Service». Таким образом, поставщики получают больше возможностей для оптимизации стоимости услуг и сокращения издержек.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры позволяет провайдерам аутсорсинга бизнес-процессов предлагать свои услуги в самых отдаленных регионах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет одновременно и увеличивать охват клиентов, и создавать центры обслуживания вдали от крупных городов, снижая цену на свои услуги.

И, конечно же, большие надежды возлагаются на происходящий сейчас процесс оздоровления экономики и сокращения теневого сектора.

Можно сказать, что потребность в услугах BPO в России неуклонно растет. Все больше отечественных предприятий выходит из «тени», а аутсорсинговые компании осваивают новые «вершины». Растут и объемы рынка. В целом, все это позволяет оценивать перспективы российского рынка аутсорсинга бизнес-процессов весьма оптимистично.

 



Поделиться:


Подпишитесь на наши материалы
Мы пишем только о самом важном. Вы будете первым узнавать об экономических событиях, которые влияют на ваш бизнес, о том, как сократить расходы, оптимизировать работу компании и принимать верные управленческие решения без погружения в операционные процессы.
Спасибо за подписку!
  • Связаться с нами

    Оставьте обращение в форме ниже, и мы обязательно ответим вам

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

    Обратите внимание: мы работаем только с компаниями на ОСНО. Наши решения не подходят ИП и компаниям на УСНО

  • Image
Отправить заявку
  1. Unicon Outsourcing
  2. Блог
  3. Аутсорсинг бизнес-процессов: какие перспективы?
В целях повышения удобства пользования сайтом мы используем файлы «cookies». Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете «Условия использования веб-сайта» и выдаете свое согласие Юникон БС АО на обработку ваших персональных данных в соответствии с «Политикой в отношении обработки персональных данных». Я согласен