Заместитель генерального директора BDO Unicon Outsourcing
Российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов очень неоднозначен, и оценить его непросто.
Иногда складывается впечатление, что аналитики всех мастей так и стремятся показать минимальные данные о его объемах. Но это можно оставить на их совести. Единственное, в чем с ними можно согласиться - рынок BPO в России только начал развиваться. И причин для такого медленного по сравнению с остальным миром подъема существует множество.
Как известно, подобные услуги в России стали оказываться с большим опозданием - большинство игроков BPO вышли на отечественный рынок только после 2000 года, в то время как в США первые аутсорсинговые контракты начали активно заключаться уже в 70-80 годах прошлого века.
Кроме того, в отличие от, например, российских поставщиков услуг по аутсорсинговой разработки ПО, компании, занимающиеся BPO, на начальных этапах могли рассчитывать на работу только с внутренним рынком. Отсюда и медленное развитие, и небольшие обороты аутсорсинговых компаний.
Что мешает?
Это только верхушка айсберга. Существуют более глубокие, «ментальные» проблемы, препятствующие развитию рынка аутсорсинга бизнес-процессов в России.
Одна из них – это фрагментарный характер рынка BPO. Так как маржинальность аутсорсингового бизнеса невысока, быстрое увеличение оборота невозможно без активного привлечения внешних инвестиций или слияний с другими компаниями. Именно по этой причине в ближайшие годы можно ожидать большого количества слияний и поглощений на этом рынке.
Также сказывается недостаток культуры управления проектами. В России все еще сложно убедить людей в том, что при грамотном управлении распределенная команда может работать так же эффективно, как и отдел внутри одного офиса. Раздавать поручения сотрудникам, сидящим рядом, довольно просто, а вот работа с аутсорсинговой компанией требует умения планировать и управлять временем. Поэтому спрос на услуги аутсорсинга может быть косвенным показателем менеджерских качеств в той или иной компании.
Теневой сектор экономики – это традиционная российская проблема, которая не может не влиять на BPO. Передача на аутсорсинг бизнес-процессов – это показатель прозрачности бухгалтерии и кадровой политики предприятия. «Серые» компании по вполне понятным причинам предпочитают не прибегать к аутсорсинговым услугам.
Ну и, наконец, глобальное недоверие. Оно распространяется не только на отношения между поставщиками и клиентами, но и на все общество в целом. Согласно ряду исследований, россияне по уровню доверия к людям занимают лишь четвертое место с конца списка представителей стран-респондентов.
Такие данные говорят о многом. И об уровне развития экономики, поскольку бизнес – это вопрос не только денег, но и доверия. И о доверии между кредитором и должником, нанимателем и работником, провайдером и клиентом. Аутсорсинг бизнес-процессов страдает от глобального недоверия в первую очередь, так как он имеет дело с исключительно важной для предприятий информацией.
Изменится ли ситуация в будущем?
Скорее всего, да. Аутсорсинговые компании больше не полагаются исключительно на спрос внутреннего рынка. Это, безусловно, большой шаг вперед, поскольку объем европейского и американского рынка аутсорсинговых услуг не сравним с российским. На настоящий момент Gartner оценивает объем мирового рынка аутсорсинговых услуг в более чем 370 млрд долларов (Gartner, Inc. Forecast: IT Services, 2008-2015, 2Q11 Update. June 16, 2011, российские данные сюда, разумеется, не вошли). Да, Россия не может конкурировать за контракты на низкоуровневые сервисы с самыми крупными поставщиками этих услуг – Индией, Китаем, Латинской Америкой-, поскольку стоимость рабочей силы у нас в несколько раз выше. Однако нет никаких причин для того, чтобы не предложить на международном рынке свои навыки по управлению проектами.
Наблюдается устойчивая тенденция по сращиванию услуг BPO и ITO. Сегодня уже практически невозможно передать бухгалтерию на аутсорсинг без передачи внешнему провайдеру на обслуживание сопутствующих ИТ-систем. Все больше и больше услуг BPO предоставляются в формате «Software as a Service». Таким образом, поставщики получают больше возможностей для оптимизации стоимости услуг и сокращения издержек.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры позволяет провайдерам аутсорсинга бизнес-процессов предлагать свои услуги в самых отдаленных регионах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет одновременно и увеличивать охват клиентов, и создавать центры обслуживания вдали от крупных городов, снижая цену на свои услуги.
И, конечно же, большие надежды возлагаются на происходящий сейчас процесс оздоровления экономики и сокращения теневого сектора.
Можно сказать, что потребность в услугах BPO в России неуклонно растет. Все больше отечественных предприятий выходит из «тени», а аутсорсинговые компании осваивают новые «вершины». Растут и объемы рынка. В целом, все это позволяет оценивать перспективы российского рынка аутсорсинга бизнес-процессов весьма оптимистично.