управляющий партнёр BDO Unicon Outsourcing
Правила хождения на сторону
«Как показывает очередной, двенадцатый по счету рэнкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга учётных функций от RAEX, этот сектор рынка услуг 2020 году закончил с худшей динамикой за все время наблюдений – фактически стагнацией. Надежды на рост аутсорсинг-провайдеры связывают с извлечением бизнесом уроков из работы в пандемию». Вартан Ханферян
Очередной, двенадцатый список крупнейших компаний в области аутсорсинга учётных функций, составленный рейтинговым агентством RAEX, выявил снижение темпов роста совокупной выручки его участников. Суммарные доходы крупнейших представителей этой сферы хоть и достигли по итогам 2020 года рекордных 13 млрд рублей, но увеличились по сопоставимым показателям всего на 3% (при инфляции в 4,9%, по Росстату).
Вынужденный переход экономики на online-бизнес-процессы должен был подстегнуть интерес к услугам аутсорсинга учёта, ведь они по определению носят удалённый характер. Но в отличие от других сфер, например, аудита и консалтинга, в которых наблюдался более ощутимый рост, — карантин притормозил интенсивность расширения сегмента аутсорсинга.
Всего в нынешнем списке приняло участие 84 субъекта. И хотя большая часть из них (65%) завершили исследуемый период положительным результатом по выручке, замедляющей динамики остальных участников хватило, чтобы ослабить общую прыть.
Пандемия создала новые драйверы спроса на дистанционные сервисы, однако для аутсорсинг-провайдеров востребованность услуг стала не одномоментной, а будет иметь отложенный характер, растянувшись на один-два года.
Аутсорсинг на карантине
Низкий рост провайдеров финансового и кадрового учёта оптимизма не вселяет: годами ранее здесь отмечалось более существенное движение — по итогам 2019 года рынок увеличился на 9%, за 2018 год — на 12%, а например семь лет назад, в 2013 году, возрос на 24%. Таким образом, динамика выручки участников рэнкинга за последний год оказалась наименьшей за всю его историю.
Учёт бухгалтерии, налогов и кадров — это до сих пор специфичный и зачастую закрытый блок, и принятие решений о переводе таких бизнес-процессов на аутсорсинг, особенно в кризис, — дело вялотекущее.
Среди причин замедления — снижение в стране в 2020 году деловой активности субъектов экономики, и в частности — иностранных. «Ужесточение законодательства, санкции и новые требования к бизнесу снижают интерес зарубежных компаний к российскому рынку. По нашим расчётам, в 2020 году количество российских компаний, учреждённых иностранными инвесторами, сократилось более чем на треть. Это, безусловно, уменьшает число потенциальных заказчиков. Пандемия повлияла и на сроки принятия решений — многие проекты были заморожены и топ-менеджеры были готовы вернуться к ним только после стабилизации обстановки в России и мире», — комментирует Сергей Тиунов, управляющий партнёр BDO Unicon Outsourcing.
Заразительная привычка
Наряду с опытом, который бизнес получил во время пандемии, дополнительным стимулом заказам на аутсорсинг являются цифровизация и обновление информационных технологий и сервисов.
«Немало компаний отказывается от аренды помещений в пользу перевода сотрудников на дистанционный и смешанный труд, — отсюда растёт спрос на услугу организации электронного документооборота с сотрудниками, а также на цифровые решения провайдеров, позволяющих сохранить бесперебойность бизнес-процессов и обеспечить сокращение затрат на функции учёта», — говорит Сергей Тиунов.
Кому это надо
Ключевым заказчиком услуг аутсорсинга остаётся отрасль торговли. С одной стороны — исторически она основной клиент аутсорсинг-провайдеров, с другой — эта отрасль, наиболее подвергшаяся влиянию пандемии. По данным участников рэнкинга, объём выручки от услуг аутсорсинга учёта заказчикам сферы торговли составлял в 2020 году как минимум 2 млрд рублей.
Среди уже привычных крупнейших заказчиков дистанционного учёта — нефтяная и нефтегазовая промышленность — выручка участников рэнкинга здесь составляет не менее 405 млн рублей, а также отрасль связи — объём выручки для неё составил как минимум 352 млн. рублей.
Немного меньше — 344 млн рублей составили доходы участников рэнкинга от услуг учёта для организаций здравоохранения. По словам лидеров рэнкинга, перевод непрофильных функций государственных медицинских учреждений на аутсорсинг актуален уже не первый год, в частности в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения». По аналогии с опытом аутсорсинга клининговых и транспортных услуг, медицинские учреждения предлагали передать провайдерам функции бухгалтерского и кадрового учёта.
«Спрос на аутсорсинг со стороны учреждений системы здравоохранения можно связать с увеличением нагрузки на персонал во время пандемии, когда было важно все силы сфокусировать на профильных процессах. Другой определяющий фактор — это развитие автоматизации в отрасли — компаниям нужны высококвалифицированные финансовые и IT-специалисты, поиск, обучение и оплата труда которых стоит довольно дорого. И здесь аутсорсинг помогает быстро найти недостающие ресурсы и получить доступ к базе знаний провайдера», — делится опытом Людмила Шустерова, заместитель генерального директора по трансформации и стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing.
В то же время рост спроса на услуги аутсорсинг-провайдеров наблюдается и у частных фармацевтических компаний. «У нас большой опыт работы с крупным фармбизнесом, поэтому мы отчётливо видим, как меняются запросы клиентов: сегодня им интересна не просто передача непрофильных функций сторонней организации, но и другие преимущества аутсорсинга — современные IT-инструменты, решения Employee Self Service, электронный кадровый документооборот и другие», — завершает высказывание Людмила Шустерова.
Источник: