Руководитель отдела по работе с клиентами Unicon Outsourcing
Уже больше года до 97% компаний работают в гибридном или полностью удаленном формате. Юлия Барнатович, руководитель отдела по работе с клиентами, делится опытом Unicon Outsourcing и списком решений, которые точно помогут перевести команду на удаленку без стресса и управлять процессами в дистанционном формате.
1. Электронный документооборот
Даже если вы переводите уже сформированную команду из офисов на дом, можете столкнуться с тем, что ряд работников захотят сменить свое место жительства или временно будут выполнять обязанности из других городов. Согласно законодательству, работодатель может зафиксировать в трудовом договоре место выполнения сотрудником своей функции, но не может контролировать его или препятствовать перемещению, если это не нарушает рабочих процессов. Поэтому очень важно, чтобы в компании была предусмотрена система для быстрого документооборота. Например, вам нужно, чтобы сотрудник оперативно подписал дополнительное соглашение к трудовому договору или подписал акты приема-передачи с поставщиком.
Конечно, многие бумаги можно отправлять курьерской службой по городу или по почте, но исключить потерю документом и ускорить процесс подписания позволит электронный кадровый документооборот. Такие решения позволяют оперативно знакомить сотрудников с новыми локальными актами организации, информировать работодателя о внесении изменений в персональные данные, создавать заявки на справки или отпуска. Например,
2. Таск-менеджеры нового поколения
Одно из опасений руководителей при работе с дистанционной командой — потеря контроля над процессами, невозможность проследить цепочку выполнения или верно оценить статус задачи. Снижение неформального общения и вовлеченности в общие проекты, которые самостоятельно формируются в офисе за счет нахождения всех сотрудников в одном помещении, можно компенсировать через обучение команды работать с электронными инструментами планирования. Таск-менеджеры гарантируют, что задача не потеряется где-то в процессе переписки, файл будет сохранен в электронном хранилище, сотруднику придет напоминание о наступлении дедлайна, а руководитель сможет всегда проследить загрузку и эффективность своих специалистов. Но популярные планировщики имеют также ряд проблем, в том числе:
-
Они часто не используются системно: каждая рабочая группа может использовать свой таск-менеджер, что осложняет постановку задач и коммуникацию с соседними отделами.
-
Они слабо синхронизируются с другими программами и приложениями.
Поэтому в компании мы разработали портал MyBPO, который функционирует как единая рабочая экосистема, в рамках которой пользователи могут ставить задачи, коллективно обсуждать вопросы, обмениваться файлами и настраивать функционал пространства под свои задачи. Инструмент оказался насколько удобным, что мы предлагаем его как своим сотрудникам, так и клиентам, чтобы с помощью него решать все вопросы по принципу «единого окна» и универсального архива данных.
3. Эмпатия как важный навык каждого лидера
Время — это ценный ресурс, которым нужно научиться управлять грамотно. Напряженный график, множество текущих задач или крупных проектов, которые требуют к себе повышенного внимания, могут заставить сотрудника потерять счет времени, пропустить звонок или забыть о назначенной ранее встрече. Иногда удаленным работникам сложнее переключиться: они игнорируют окончание рабочего дня, выходят на связь в свободное время, перерабатывают, рискуя профессиональным выгоранием.
Ориентируясь на поставленные цели, руководитель не должен забывать, что его сотрудники — прежде всего люди, у которых есть свои потребности и проблемы; которые могут болеть, испытывать эмоциональные потрясения или просто не справляться с загрузкой. Очень важно проявлять эмпатию, следить за графиком работы членов команды, интересоваться их состоянием, чтобы коллеги чувствовали поддержку руководства. Иногда сдвинутые дедлайны не так страшны, как риски, что специалист перестанет справляться с высокой нагрузкой, допустит критичную ошибку в важном документе, или примет решение об увольнении в самый неподходящий момент.
4. Единый инструмент вместо мессенджеров и почты
Разрабатывая коммуникационную стратегию, необходимо учесть как внутреннее взаимодействие команды между собой, так и общение с внешней аудиторией. Как правило, каналы связи включают в себя электронную почту, телефонную связь, группу в одном из популярных мессенджеров и платформы для проведения коллективных звонков. Стоит убедиться, чтобы у каждого сотрудника было сформировано четкое понимание:
-
Какие каналы связи приняты во всей компании, в случае если работнику нужно быстро связаться со специалистами из других отделов: например, это может быть корпоративный номер телефона, электронная почта или видеозвонок.
-
Какие алгоритмы взаимодействия приняты внутри рабочей группы: например, какие мессенджеры используются, как часто проводятся общие собрания, какой порядок действий, если необходимо поставить коллеге задачу.
-
Какие инструменты можно использовать для общения с внешними заказчиками или исполнителями, ориентируясь на принятые положения информационной безопасности внутри организации.
Часто складывается ситуация, что сотруднику приходится использовать множество разных инструментов параллельно: с командой он общается в одном мессенджере, с клиентами — в другом, документы от поставщиков получает по почте, а коллеги предпочитают обсуждать вопросы на онлайн-конференциях. В результате, документы теряются, дублируются, снижается скорость получения ответов. В компании мы постарались унифицировать каналы коммуникации с помощью портала: так заказчик, производственные группы и клиентские менеджеры могут обмениваться информацией, задавать вопросы и ставить задачи в одном приложении, вместо разрозненных чатов.
5. Решения для командной работы
Если несколько ваших сотрудников трудятся над одним проектом или документом, чтобы не запутаться в промежуточных версиях или не потерять актуальный файл, можно настроить коллективную работу. Для этого подойдут как популярные Google-инструменты, так и персонализированные решения, разработанные специально под нужды организации и с учетом требований конфиденциальности информации. Кроме стандартного пакета Microsoft Office креативные команды могут воспользоваться онлайн-досками для совместного творчества, брейншторма или интерактивного обучения.