Генеральный директор аутсорсингового подразделения BDO Сергей Тиунов выступил с докладом на форуме «Стратегия аутсорсинг 2012», который состоялся в Москве 21 июня.
В мероприятии приняли участие руководители ведущих компаний-поставщиков услуг аутсорсинга, а также крупнейших предприятий-заказчиков. Они обсудили тенденции глобального рынка аутсорсинга и динамику российского рынка, законодательные проблемы отрасли, отраслевые стандарты.
На пленарном заседании форума Сергей Тиунов выступил с докладом на тему: «Аутсорсинг и современные ИТ-решения для бизнес-процессов предприятия». Он рассказал об основных тенденциях российского и международного рынка аутсорсинга BPO. По его мнению, в последние несколько лет наблюдается увеличение количества глобальных сделок, когда компания-заказчик заключает с подрядчиком договор об обслуживании ее подразделений в различных странах и регионах. И поскольку поставщику приходится работать с большим числом территориально распределенных подразделений, которые к тому же зачастую находятся в разных юрисдикциях, управление проектом значительно усложняется.
Сергей Тиунов отметил, что в последнее время значительное количество клиентов отказывается от внедрения универсальных корпоративных систем в пользу узкоспециализированных решений, интегрированных между собой. Растут требования заказчиков к бизнес-аналитике, повышаются требования к информационной безопасности. И конечно, в России, как и во всем мире, наблюдается усиление ценовой конкуренции.
В данных условиях единственным средством снижения трудозатрат и расходов становится внедрение современных информационных решений. «В современных условиях аутсорсинговая компания – это инновационная компания, - говорит Сергей Тиунов. – В противном случае она просто не выживет. Причем под несколько надоевшим всем словом «инновация» мы подразумеваем не столько научные изобретения, сколько новаторские подходы к управлению бизнес-процессами и активное использование ИТ-систем. Мы заинтересованы в автоматизации всех бизнес-процессов и максимально полном отказе от бумажного документооборота, т. к. это позволяет нам снижать издержки. Кроме того, любая крупная аутсорсинговая компания вынуждена выносить часть своих центров производства в регионы с низкой стоимостью труда. Успешное управление распределенными командами также невозможно без современных средств групповой работы. И, наконец, для аутсорсинговых компаний внедрение средств автоматизации бизнес-процессов более оправдано, чем для индивидуальных заказчиков, за счет эффекта масштаба». Тем не менее, в России переход сферы финансовых услуг в виртуальную среду тормозится рядом юридических препятствий, а также особенностями ведения бизнеса в России.
Прежде всего, нормативная база по электронному документообороту формируется медленно и в настоящий момент очень фрагментарна. Поэтому очень часто благие намерения финансовых и ИТ-служб по внедрению безбумажного документооборота наталкиваются на непреодолимые препятствия. Например, несмотря на то, что принят закон об обмене электронными счетами-фактурами, роуминга между различными операторами ЭД до сих пор не существует. Поэтому, если компании обслуживаются у разных операторов, обменяться документами они не смогут. Трудовые отношения также по-прежнему требуют большого объема обязательных бумажных документов, хотя теоретически уже сейчас кандидаты и работодатели, имеющие электронную цифровую подпись, могли бы заключать договоры и сотрудничать удаленно.
Тормозят переход на безбумажный электронный документооборот и специфические методы ведения бизнеса, к которым привыкли многие российские предприятия. Электронные системы требуют безукоризненной прозрачности процесса и жестко регламентируют любые корректировки после того, как документ был оформлен или операция проведена. Невозможность свободной замены и корректировки документов задним числом отталкивает определенную категорию пользователей.
Несмотря на все вышеперечисленные факты, Россия уже предприняла ряд шагов в направлении внедрения безбумажного документооборота. Это и утверждение электронных форматов для товарной накладной и актов приема-передачи услуг, и утверждение статуса оператора электронного документооборота, и вступление в силу нового закона о цифровой подписи. 23 мая 2012 года утвержден последний документ, необходимый для функционирования системы безбумажного учета по НДС, в этом году начаты плановые проверки Роскомнадзора по факту соблюдения закона «О персональных данных».
Нужно отметить, что многие тенденции, упомянутые Сергеем Тиуновым, совпали с основными направлениями развития аутсорсинга, о которых говорила в своем докладе на форуме гуру ИТ-аутсорсинга Жаннет Найден, профессор университета Теннеси, автор известной работы «Vested Outsourcing». В частности, это новый подход к сделкам по аутсорсингу, основанный на модели win-win, изменившиеся ожидания заказчика, который сегодня рассчитывает получить уже не только снижение себестоимости, но и некие инновационные подходы, обеспечивающие более высокую эффективность работы, а также увеличение доли сложных сделок, включающих в себя большое количество переменных составляющих.