Компания BDO Unicon Outsourcing приняла участие в круглом столе «Глобальные бизнес услуги (GBS) и роль CFO», организованном международной ассоциацией ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants). Участники мероприятия обсудили рост популярности модели GBS в мире и перспективы ее развития в нашей стране, ее влияние на функционирование компании, готовность общих центров обслуживания российских предприятий к переходу на GBS и связанные с этим трансформации финансовой службы.
Как отметили все спикеры, само понятие Global Business Services еще ново для нашей страны: несмотря на то, что российский бизнес уже начал присматриваться к этой модели, а в западных странах она уже активно внедряется, термин «GBS» практически не встречается в русскоязычных источниках. Чтобы понять, чем GBS отличается от других организационных моделей, участники круглого стола сравнили несколько типов таких моделей: стандартную (когда в организации существует несколько независимых центров поддержки бизнеса, каждым из которых руководит свой менеджер: финансовый директор, HR-директор, ИТ-директор и т.д.), общие центры обслуживания (когда некая сервисная функция выделяется из всех процессов в организации и выносится в общий центр, имеющий одного руководителя) и модель глобальных бизнес-услуг. Последняя представляет собой, по сути, усовершенствованную версию ОЦО и подразумевает объединение в рамках одной структурной единицы сразу всех непрофильных функций (например, финансы, ИТ и закупки). Предполагается, что такой подход позволит повысить эффективность работы поддерживающих служб компании и сосредоточить их усилия на достижении конечного результата, значимого для бизнеса.
Однако перед предприятием, поставившим перед собой задачу перехода к модели Global Business Services, встает немало проблем. Это необходимость повышения уровня автоматизации, объединения разрозненных информационных систем и хранилищ данных, унификации процессов во всех подразделениях, расположенных в различных странах и регионах, внедрение нового подхода к развитию сотрудников, и т.д. Кроме того, таким предприятиям необходимо быть готовыми к объединению отдельно расположенных центров в единый многофункциональный центр и задуматься над консолидацией поставщиков услуг, которым придется работать в единых условиях.
Своим видением текущей ситуации и перспектив развития GBS, а также практическим опытом поделились в рамках дискуссии представители крупнейших российских компаний, а также провайдеры аутсорсинговых услуг. Директор департамента бухгалтерской практики BDO Unicon Outsourcing Дмитрий Коваленко рассказал о том, каким уровнем профессиональной компетенции, навыками и качествами, по его мнению, должны обладать специалисты, которые сумеют обеспечить переход компаний к модели Global Business Services.
Как подчеркнул Дмитрий, с точки зрения карьерного роста модель GBS должна быть более привлекательна для персонала, чем модель ОЦО, потому что дает возможности развиваться в смежных областях, в то время как участки работы и, как следствие, возможности повышения квалификации для сотрудников ОЦО, как правило, жестко ограничены, и такая ситуация неизбежно увеличивает текучесть персонала в ОЦО. В то же время, модель GBS требует от сотрудников развития определенных профессиональных навыков и личных качеств, и прежде всего таких, которые относятся к управлению проектами, коммуникации, умению видеть картину в целом, воспринимать чужую культуру. Очень важны становятся консультационные навыки, кросс-дисциплинарная экспертиза сотрудников, которые должны очень хорошо понимать свою роль в рамках всего бизнес-процесса, а не одной функции, аналитические способности и бизнес-ориентированность.
Для HR-службы такая модель создает определенные трудности: во-первых, количество кандидатов соответствующего профиля на рынке труда весьма ограничено, а во-вторых, подобный подход требует крайне сложной «логистики» и системы управления персоналом, направленной на выявление и поощрение ключевых сотрудников. При этом многие участники дискуссии сошлись на том, что наиболее подходящим исполнителем роли руководителя центра GBS является финансовый директор, так как именно от CFO уже сейчас в рамках его деятельности требуется понимание всех внутренних процессов компании в контексте всего бизнеса, а не конкретных функций.
Но, несмотря на все сложности и масштабные задачи, которые еще предстоит решить бизнесу для внедрения новой модели, Global Business Services является логичным следующим этапом эволюции поддерживающих служб внутри компании. И можно рассчитывать, что центры GBS постепенно будут занимать важное место в крупных российских и международных организациях.